НИКОЛАЕВА МАРИЯ ВАЛЕНТИНОВНА (Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Российская Федерация). Две иконы «Спас Нерукотворный» из Верхоспасского собора Московского Кремля: из истории создания в XVII в. и бытования в XVIII–XXI вв.

MARIA NIKOLAEVA (Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Russian Federation). The Two Icons “Spas Nerukotvornyi” from Verkhospassky Cathedral of the Moscow Kremlin: The History of Their Creation in 17th Century and Existence in 18th–21st Centuries

Основная канва событий, связанных с историей создания и бытования двух икон «Спас нерукотворный» из соименного дворцового собора Московского Кремля, была выстроена еще в дореволюционной литературе, но до настоящего времени некоторые ключевые вопросов темы остаются не до конца проясненными.

Существенным обстоятельством является то, что рассматриваемые памятники представляют собой своего роде комплексы, включающий такие компоненты как икона, икона-рама драгоценный убор; каждый из них имеет свою историю, хронологию, авторство. Особая актуальность и научная значимость в исследовании темы на базе архивных источников заключается в том, чтобы внести дополнительные достоверные сведения для атрибуции сохранившихся памятников, тем более, что они являются не только объектами научного интереса, но также музейной и выставочной экспозиций.

Итак, в последней трети XVII в. в соборе Спаса Нерукотворного, что у государя (или государей) вверху, находилось как минимум две соименные иконы; одна из них - храмовая древняя – была привезена в Москву царевной Софьей Палеолог в 1472 г. и поставлена в соборе при его строительстве в 1635–1636 гг.; вторая - написана, судя по документальным свидетельствам, живописцем Оружейной палаты Иваном Безминым во второй половине 1670-х гг, в раме, изготовленной, вероятнее всего, именно к ней, в 1678 г. при непосредственном участии иконописца Федора Зубова, о чем свидетельствуют надписи на клеймах с изображением чудес.

Из первого сохранившегося описания церковной утвари Верхоспасского собора 1680 г. известно, что древний образ Спаса Нерукотворного находился в деревянном ковчего, имел драгоценный убор, включавший золотой венец с драгоценными камнями, убрус, серебреный золоченый оклад с образами четырех московских чудотворцев на полях (без особых изменений оклад оставался на иконе, по крайней мере, до 1721 г, а, возможно, и далее). В 1777 г. на храмовый образ Спаса Нерукотворного был «устроен» на средства М.П. Салтыковой новый серебреный чеканный оклад, который упоминал в середине XIX в. и И.М. Снегирев. Прежний же оклад «серебренозолоченый с алмазами и другими камнями» оказался в ризнице другой Кремлевской церкви - Спаса на Бору. В 1842 г. вице-президент Московской дворцовой конторы барон Л.К. Бодэ предложил воссоединить древний образ с окладом, который был на нем в XVII в., а окладом М.П. Салтыковой украсить копию, которую поставить в кремлевских Рождественский собор (что и было по сведениям, приведенным И.Д. Извековым, воплощено в жизнь).

В настоящее время эта икона Спаса нерукотворного из Верхоспасского собора хранится в Музеях Московского Кремля; изображение датируют XIX в., а доску, предположительно, XV в.; оклад атрибутируют времени царствования Федора Алексеевича, последней четвертью XVII в., но оклад и его описание в описных книгах соборного имущества конца XVII – первых десятилетий XVIII в. при детальном сопоставлении не совпадают.

Икона Спаса нерукотворного в иконе-раме 1678 г. в иконостасе Верхоспасского собора впервые упомянута в описании церковного имущества 1700 г., которое было неоднократно повторено и дополнено в последующих первой половины XVIII в. Образ был в окладе «с трубами», украшенном драгоценными камнями и финифтью, с венцами на Спасителе и двух ангелах, еще одна характерная деталь - на полях в углах имелось четыре золотых «травки» с финифтью, яхонтами и алмазами; сходство этих деталей с окладом на иконе из Музеев Кремля довольно очевидно. В.Г. Брюсова о среднике этого образа писала, что он более поздний в сравнение с иконой-рамой Федора Зубова. В настоящее время икону «Спас Нерукотворный» в местном ряду иконостаса собора Спаса Нерукотворного Большого Кремлевского дворца (Верхоспасский собор) датируют XIX в.

Таким образом, комплексное исследование письменных источников и иконографических материалов позволяет сделать перспективные для исследования памятников наблюдения.

иконы, Спас нерукотворный, XVII в., икона-рама, драгоценный убор, Верхоспасский собор, Московский Кремль, бытование, XVIII-XXI вв.

icons, Spas Nerukotvornyi, 17th сentury, icon-frame, Verkhospassky Cathedral, Moscow Kremlin, 18th-21st centuries, precious dress