СКОБЦОВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (Межобластное научно-реставрационное художественное управление, Российская Федерация). Некоторые замечания о фресковой росписи галерей Спасского храма Евфросиниева монастыря в Полоцке

DARIA SKOBTSOVA (Interregional Agency for Scientific Restoration of Works of Art, Russian Federation). Some Notes on the Frescoes from the Galleries of the Church of Our Saviour in St. Euphrosyne Nunnery at Polotsk

В 2015 г. при проведении археологических исследований полоцкого Спасского храма было установлено, что первоначально постройку окружали галереи. Дальнейшие изыскания показали, что к фасадам церкви примыкал экзонартекс с притвором, а также северная и южная галереи, в восточных частях которых были устроены приделы. Юго-западнее основного объема храма располагалось сооружение XII в. с криптой, имевшей богослужебное и погребальное назначение.

Некоторые из пристроек были расписаны, на что указывают фрагменты фресок, извлеченные из археологических отвалов, и участки стенописи на фасадах Спасской церкви, в древности находившиеся в интерьере галерей. Единственным полностью сохранившимся изображением является ростовая фигура Богоматери, размещенная в киоте над южным дверным проемом храма. Среди обломков домонгольской штукатурки, найденных в ходе раскопок, выявлены фрагменты красных разграничительных полос, синих и белых фоновых покрасок (в том числе с сопроводительными надписями), изображений архитектурного стаффажа, одежд и ликов. Трехчетвертные развороты последних свидетельствуют о том, что представленные на стенах галерей фигуры были персонажами сюжетных сцен, а небольшой масштаб изображений говорит о том, что композиции, скорее всего, находились на незначительном расстоянии от глаз зрителя.

Сравнительный анализ набора пигментов, типов ликов, художественных и технико-технологических особенностей фресок галерей и росписи в основном объеме Спасского храма, созданной около 1161 г. по заказу прп. Евфросинии Полоцкой, позволяет предположить, что оба комплекса живописи одновременны. Также нельзя исключать, что галереи и основной объем церкви были расписаны одной артелью мастеров. Дальнейшая работа по подбору и склейке фрагментов стенописи, обнаруженных археологами, позволит получить новые сведения об иконографии и стиле фресковой декорации галерей и, возможно, приблизиться к пониманию замысла ее заказчицы. 

древнерусское искусство, монументальная живопись, руинированная стенопись, фрагменты фресок, Полоцк, Спасский храм Евфросиниева монастыря, домонгольский период, XII в.

old Russian art, mural painting, ruined wall painting, fresco fragments, Polotsk, Church of Our Saviour in St. Euphrosyne nunnery, pre-mongolian period, 12th century