ЛИДОВА МАРИЯ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация). Муранский диптих, или сказ о том, как первые византинисты оклад искали

MARIA LIDOVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). The Murano Diptych. A Late Nineteenth-Century Quest for Early Byzantine Ivory Cover

Муранский диптих представляет собой один из важнейших примеров резьбы по кости, сохранившихся от ранневизантийского времени. Существующая датировка VI в. не вызывает сомнений, а вот происхождение и место изготовления диптиха остаются предметом дискуссии среди специалистов. Первоначально диптих служил окладом Евангелия и украшал кодекс с двух сторон: с одной находились сцены, посвященные Христу, с другой – рельефы с апокрифическими сказаниями, связанными с Марией и ее матерью св. Анной.

Помимо Муранского, до нас дошло еще два целых оклада, хранящихся в Национальной библиотеке Франции и библиотеке Матенадаран в Ереване, а также несколько разрозненных фрагментов, свидетельствующих о распространённости произведений такого рода в ранневизантийский период. Особенностью Муранского диптиха являются обстоятельства его сохранности. Одна из сторон, выставленная сейчас в Национальном музее Равенны и известная еще с XVIII в., сохранилась полностью. Вторая была разделена на части, оказавшиеся в разных музеях мира. Две сцены с бокового фрагмента входят в собрание Эрмитажа и экспонируются в галерее византийского искусства. Верхняя панель с ангелами хранится в музее Боде в Берлине, нижняя планка с повествовательными сюжетами выставлена в музее Лувра, а центральная часть с образом Богоматери находится в библиотеке Джона Райландса в городе Манчестер в Великобритании. Лишь одна из частей этого пятичастного оклада считается утерянной.

Данная работа посвящена истории изучения и анализу первых научных публикаций этого памятника, оказавшегося в центре внимания специалистов во второй половине XIX в. После издания кости из Равенны в монументальном труде Рафаэля Гарруччи в 1880 г., один за другим ведущие византинисты того времени – Дмитрий Айналов и Йозеф Стржиговский – стали выявлять и публиковать утраченные фрагменты оклада. Предлагаемая работа позволит реконструировать последовательность обнаружения фрагментов Муранского диптиха, что ранее не осуществлялось, а также установить их местонахождение на момент конца XIX в. Последнее немаловажно, поскольку два фрагмента этого диптиха входили в собрания русских коллекционеров.

Первые исследования позволили не только реконструировать первоначальный облик диптиха, но и сделали его общеизвестным в научной среде, подтверждением чему служат воспроизведения этого памятника в многочисленных последующих специализированных изданиях. Таким образом, историю изучения Муранского диптиха можно рассматривать как один из ярчайших примеров развития искусствоведческой мысли в эпоху формирования истории византийского искусства как академической дисциплины. Важно при этом отметить, что если сегодня изделия из кости исследуются в основном как примеры декоративно-прикладного искусства, то в конце XIX – начале XX вв. они использовались как материал для изучения византийской скульптуры, что во многом определило не только характер анализа памятника, но и конечные выводы его первых исследователей. Анализ предлагавшихся подходов позволит проследить изменения в развитии научной мысли, а также показать значение этих процессов для современного искусствознания.              

Муранский диптих, резьба по кости, ранневизантийское искусство, историография, Дмитрий Айналов, Йозеф Стржиговский, христианская иконография, история коллекционирования

Murano diptych, ivory carving, Early Byzantine art, historiography, Dmitry Ainalov, Josef Strzygowski, Christian iconography, history of art collecting