Современная наука сегодня обращается к произведениям декоративно-прикладного искусства не только как к объектам культуры, но и как носителям культурно-исторической информации. Их изучение позволяет глубже понять историю повседневности, культурные запросы и ориентиры, суть тех понятий и представлений, которые являют себя и сегодня.
До настоящего времени коллекции декоративно-прикладного искусства российских музеев, в том числе Саратовского государственного художественного музея имени Радищева, изучены слабо.
Предмет данного исследования — кувшин эпохи историзма из собрания Радищевского музея с изображением «питейных» сцен. Его эскиз был создан в 1840-е гг. Л. Фольцем (1809–1876). Кувшин изготовлен в 1880-е гг.
Цель исследования — выявить общее и особенное в модели Л. Фольца и саратовском варианте: техниках изготовления, дизайне, содержании изображений.
В качестве методов применялись компаративный и герменевтический анализ, искусствоведческое аналитическое описание в рамках междисциплинарного подхода.
Основные выводы состояли в том, что кувшин 1840-х гг. выполнен из коричневой каменной массы методом свободного вращения, рельефный декор наложен с помощью матриц. Элементы готического по характеру декора органично сочетаются с ренессансными принципами построения композиции — равномерностью, гармонией, симметрией. Кувшин из саратовского музея выполнен из серо-голубой каменной массы (роспись окислами кобальта) методом отливки в гипсовой форме. Базовые черты его формы и декора остаются, но через ряд приемов акцентируется готическая «составляющая». Используя возможности гипсовой отливки, интерпретатор шире применяет рельефный орнамент, изменяет некоторые содержательные детали изображения, ослабляет сюжетную составляющую в сторону декоративности.
Интерпретатор не копирует образец слепо, он предлагает достаточно оригинальный вариант, рожденный новыми техническими возможностями и ценностно-вкусовыми установками.

 PDF