Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-48
Заголовок Образы Муз в живописи Ренессанса и Нового времени. от студиоло Лионелло д’Эсте до картин неоклассицизма.
Автор email omakho@mail.ru
Сведения об авторе Махо Ольга Георгиевна — кандидат искусствоведения, заведующая Научно- методическим сектором Научно-просветительного отдела. Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная, д. 34, Cанкт-Петербург, Российская Федерация, 190001.
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa166-5-48
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 460466
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.046.1 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Образы Муз появляются в искусстве Ренессанса в середине XV столетия, очевидно, как одно из свидетельств взаимодействия культуры Возрождения с античной культурой. Эти образы присутствуют в таких значительных ансамблях, как циклы живописных композиций для студиоло Лионелло д’Эсте во дворце Бельфьоре или связанного со студиоло Федерико да Монтефельтро в урбинском палаццо Дукале маленького святилища Муз. В произведениях мастеров Кватроченто они наполняются многогранным аллегорическим смыслом, сопрягающим античную составляющую со средневековой.

В самом конце XV столетия на смену сериям отдельных изображений приходит многофигурная композиция с многогранно разработанной программой — таков «Парнас» Андреа Мантеньи для студиоло Изабеллы д’Эсте в Мантуе. Можно сказать, что своей вершины развитие темы достигает во фреске Рафаэля «Парнас» для Станцы делла Сеньятура Ватиканского дворца, где рождается парадигма абсолютной гармонии. В живописи классицизма XVII в., например в произведениях Никола Пуссена, и неоклассицизма XVIII столетия, у Антона Рафаэля Менгса, образы Муз продолжают развиваться под несомненным ренессансным влиянием. Однако в сравнении с программной насыщенностью, характерной для эпохи Возрождения, они постепенно теряют свою индивидуальность и многозначность.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Махо О. Г. Образы Муз в живописи Ренессанса и Нового времени. от студиоло Лионелло д’Эсте до картин неоклассицизма. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 460–466. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-48
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: Терра, 1994. — 214 с.
  • Венедиктов А. И. Ренессанс в Римини. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 132 с.
  • Гращенков В. Н. Рафаэль. — М.: Искусство, 1975. — 212 с.
  • Золотов Ю. А. Пуссен. — М.: Искусство, 1988. — 175 с.
  • Либрович С. Ф. Пушкин в портретах: История изображения поэта в живописи, скульптуре и гравюрах. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1890. — 274 с.
  • Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII–XV в. — М.: Искусство, 1987. — 144 с.
  • Ferino-Pagden S. “La prima donna del mondo” Isabella d’Este. Fürstin und Mezenatin der Renaissance. — Wien: Kunsthistorisches Museum Wien, 1994. — 446 S.
  • Gombrich E. H. Raphael’s Stanza della Segnatura and the Nature of its Symbolism // Symbolic Images. Studies in the art of the Renaissance II. — Oxford: Phaidon, 1978 (1972). — P. 85–101.
  • Ingamells J. National Portrait Gallery: Mid-Georgian Portraits 1760–1790. — London: National Portrait Gallery, 2004. — 588 p.
  • Kunsthistorisches Museum. Vermeer. Die Malkunst. URL: http://www.khm.at/de/besuchen/ ausstellungen/2010/vermeer-die-malkunst/ (дата обращения: 13.01.2016).
  • Luijten G. Frans Floris // The New Hollstein Dutch & Flemish Etchings, Engravings and Woodcuts, 1450–1700. — Oudekerk aan den Ijssel: Sound & Vision, 2011.— Vol. 21. — 123 p.
  • Mérot A. Eustache Le Sueur. 1616–1655. — Paris: Arthena, 2000. — 490 p.
  • Le Muse e il principe: arte di corte nel Rinascimento padano: in 2 vols. / A cura di A. Di Lorenzo et al.— Modena: F. C. Panini, 1991. — 391 p.; 516 p.
  • Pecht F. Heß, Heinrich von // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). — Leipzig: Duncker & Humblot, 1880. — Bd 12. — S. 278–281.
  • Steppich C. J. Numine afflatur: Die Inspiration des Dichters im Denken der Renaissance. — Wiesbaden: Harrassowitz, — 2002. — 435 p.
  • Seymour Ch. Sculpture in Italy. 1400 to 1500. — Baltimore: Penguin, 1968. — 602 p.
  • Varese R. Giovanni Santi. — Fiesole: Nardini, 1994. — 274 p.
  • Zanchi A. Andrea Appiani. — Bologna: CLUEB, 1995. — 238 p.