Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-12-91
Заголовок Античность глазами антиквара, архитектора и гравера: альбомы из Государственного Эрмитажа и развитие архитектурного рисунка на тему античности в XVI веке.
Автор email e_efimova2001@mail.ru
Сведения об авторе Ефимова Елена Анатольевна — кандидат искусствоведения, доцент. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
В рубрике Публикация и исследования источников DOI10.18688/aa166-12-91
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 836859
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(450)5 Индекс ББК 85.11, 85.15
Аннотация

Статья является частью коллективной работы по изучению альбомов А, В и С из коллекции И. Детайера в рамках исследовательского проекта Государственного Эрмитажа. Она представляет собой критический разбор публикации альбома Destailleur B, выполненной О. Ландзарини и Р. Мартинис и выпущенной в Риме издательством l’Erma di Bretschneider в 2015 г. Главным недостатком этой публикации автор считает недостаточно глубокий и полный анализ связей альбома В с другими источниками: как с альбомами А и С из Эрмитажа, так и с многочисленными аналогами в других коллекциях. Автор считает главной задачей максимально полное и всестороннее изучение культурного и художественного контекста возникновения эрмитажных сборников и подразделяет эту задачу на три группы проблем. Первая — исследование их места в развитии традиции строительных образцовых книг от XV до XVIII в.; вторая — изучение их связей с римской интеллектуальной гуманистической средой XVI в. в контексте реализации планов создания корпуса рисунков античных древностей; третья — выяснение их роли в процессе широкого распространения антикизированных мотивов в Италии и за ее пределами, в том числе в распространении традиции фантазийных реконструкций античных архитектурных памятников. В рамках каждой из этих проблем автор намечает пути решения и выдвигает новые идеи. В частности, констатируется наличие контактов эрмитажных альбомов не только с трудами Пирро Лигорио, но и с архивами римских гравировальных мастерских Антонио Саламанки и Антонио Лафрери, архитектурными штудиями династии Сангалло, фондами рисунков, накопленными римской Витрувианской академией Клаудио Толомеи и коллекциями интеллектуалов-гуманистов вплоть до начала XVII в. Автор отмечает недостаточную исследованность проблемы интернациональных связей рисунков альбома В, в частности с работами французского архитектора и гравера Жака Андруэ Дюсерсо Старшего, и констатирует неоднородность источников рисунков архитектурных фантазий, в которых наряду с образцами Дюсерсо были, очевидно, задействованы и модели других авторов. Автор предполагает наличие контактов между рисунками альбома В и гравюрными публикациями этих моделей, выпущенными в Риме в 1540-е гг. анонимным монограммистом GA. Отвергается атрибуция рисунков альбома В венецианскому мастеру Джованни Баттисте Франко и подчеркивается южноитальянское и римское происхождение альбомов. В завершение автор обращается к проблеме связи альбома с именем Андреа Палладио и полагает, что такие связи возможны были только в ранний период работы мастера, в ходе его римских поездок, но никак не после 1570 г., как полагала О. Ландзарини. В итоге автор приходит к выводу об исключительной важности трех альбомов из Эрмитажа для понимания всех сторон процесса исследования и возрождения античности и необходимости их более полной общей публикации.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Ефимова Е.А. Античность глазами антиквара, архитектора и гравера: альбомы из Государственного Эрмитажа и развитие архитектурного рисунка на тему античности в XVI веке. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 836–859. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-12-91
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Ефимова Е. А. Альбомы из коллекции И. Детайера в Государственном Эрмитаже: исторический контекст и проблемы интерпретации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2013. — С. 401–412.
  • Ефимова Е. А. Итальянское путешествие Жака Андруэ Дюсерсо Старшего (1511–1585): факты и гипотезы // Вестник Московского университета. — Серия 8. История. — 2013. — № 6. — С. 116‒145.
  • Ефимова Е. А. Архитектурные фантазии на тему античности в рисунке эпохи Возрождения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. — С. 442–451.
  • Михайлова М. Б. Три альбома итальянских архитектурных рисунков XV–XVI вв. из собрания Эрмитажа // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам работы Государственного Эрмитажа за 1966 г. — Л.: Изд-во ГЭ, 1967. — С. 39–40.
  • Михайлова М. Б. Неизвестный античный нимфей в Альбано // Сообщения Государственного Эрмитажа. — 1968. — Вып. XXIX. — С. 15–17.
  • Михайлова М. Б. Неизвестный античный храм в Тибуре (по рисунку итальянского мастера XV в.) // Вестник древней истории. — 1969. — № 1. — С. 176–184. [Итал. изд. см.: № 35.]
  • Михайлова М. Б. Архитектурные зарисовки Кватроченто с античных памятников: дис... к. иск. — М., 1972. — 186 с.
  • Шевченко В. Г. Шарль-Луи Клериссо и коллекция его рисунков в Эрмитаже: дис... к. иск. — СПб., 1999. — 280 c.
  • Agosti G., Farinella V. Michelangelo. Studi di antichità dal Codice Coner. — Torino: Strenna Utet, 1987. — 132 p.
  • Bartoli A. I monumenti antichi di Roma nei disegni degli Uffizi di Firenze, I. — Roma: C. A. Bontempelli, 1914. — 245 p.
  • Campbell I. Ancient Roman Topography and Architecture (The Paper Museum of Cassiano dal Pozzo. Series A, Antiquities and Architecture, pt. 9). Vols. I–III. — London: Royal Collection, 2004. — 1065 p.
  • Crawford M. H. Antoine Morillon, Antiquarian and Medallist // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1998. — Vol. 61. — P. 93–110.
  • De Divitiis B. Fra Giocondo nel Regno di Napoli: dallo studio antiquario al progetto all’antica // Giovanni Giocondo umanista, architetto e antiquario / A cura di P. Gros, P.-N. Pagliara. — Venezia: Marsilio, 2014. — P. 337–352.
  • Del’Orme Ph. Le premier tome de l’Architecture. — Paris: F. Morel, 1567–1568. — 286 f.
  • Egger H., Hülsen Ch., Michaelis A. Codex Escurialensis. Ein Skizzenbuch aus der Werkstatt Domenico Ghirlandaios. I–II. — Wien: A. Hölder, [1905–1906], 2011. — 158 S.
  • Fairbairn L. Italian Renaissance Drawings from the Collection of Sir John Soane’s Museum. I–II. — London: Azimuth Editions, 1998. — 784 p.
  • Frommel Ch.-L. Giulio II et il progetto di Fra Giocondo per San Pietro // Giovanni Giocondo umanista, architetto e antiquario / A cura di P. Gros, P.-N. Pagliara. — Venezia: Marsilio, 2014. — P. 381–398.
  • Fuhring P. “Rvinarum Variarum Fabricarum”: The Final Flowering of Roma Antica Fantasy Architecture in European Printmaking // Reibungspunkte: Ordnung und Umbruch in Architektur und Kunst. Festschrift für Hubertus Günther / H. Hubach, B. von Orelli-Messirli, T. Tassini (hrsg.). — Petersberg: Imhof, 2008. — P. 91–101.
  • Fuhring P. Catalogue sommaire des estampes // Jacques Androuet du Cerceau “un des plus grands architects qui se soient jamais trouvés en France” / J. Guillaume (ed.). — Paris: Picard, 2010. — P. 301–321.
  • Fuhring P. Catalogue sommaire des recueils de dessins // Jacques Androuet du Cerceau “un des plus grands architects qui se soient jamais trouvés en France” / J. Guillaume (ed.). — Paris: Picard, 2010. — P. 323–332.
  • Geymüller H. de. Les Du Cerceaux, leur vie et leur oeuvre, d’aprѐs les nouvelles recherches. — Paris: Imprimerie de l’art, 1887. — 348 p.
  • Geymüller H. de. Trois albums de dessins de Fra Giocondo // Mélanges d’archéologie de d’histoire. —1891. — XI. — P. 133–158.
  • Guillaume J. Qui est Jacques Androuet du Cerceau? // Jacques Androuet du Cerceau “un des plus grands architects qui se soient jamais trouvés en France” / J. Guillaume (ed.). — Paris: Picard, 2010. — P. 16–31.
  • Gukovsky M. Ritrovamento dei tre volume di disegni attribuiti a Fra Giocondo // Italia medioevale e umanistica. — 1963. — VI. — P. 263–269.
  • Günther H. Das Studium der antiken Architektur in den Zeichnungen der Hochrenaissance. — Tübingen: Ernst Wasmuth Verlag, 1988. — 402 S.
  • Günther H. Fantasie scritte e disegnate a confronto. La rappresentazione di edifici antichi nei disegni della collezione Santarelli // Linea 1. Grafie di Immagini tra Quatrocento e Cinquecento / M. Faietti, G. Wolf (ed.). — Venise: Marsilio Editori, 2008. — P. 121–134. Add. P. 285–292.
  • Günther H. Du Cerceau et l’Antiquité // Jacques Androuet du Cerceau “un des plus grands architects qui se soient jamais trouvés en France” / J. Guillaume (ed.). — Paris: Picard, 2010. — P. 75–90.
  • Hülsen Ch. Il libro di Giuliano da Sangallo. Codice Vaticano Barberiniano Latino 4424. I–II. — Leipzig: Harrassowitz, 1910. — 103 S.
  • Jacques Androuet du Cerceau “un des plus grands architectes qui se soients jamais trouvés en France” / J. Guillaume (ed.). — Paris: Picard, 2010. — 352 p.
  • Lanzarini O., Martinis R. “Questo libro fu d’Andrea Palladio”: il codice Destailleur B dell’Ermitage. — Roma: “L’Erma” di Bretschneider, 2015. — 318 p.
  • Ligorio P. Libro di M. Pyrrho Ligori Napolitano delle antichità di Roma, nel quale si tratta de’ circi, theatrie anfitheatri, con le Paradosse del medesimo auttore, quai confutano la commune opinione sopra varii luoghi della città di Roma. — Venetia: M. Tramezzino, 1553. — 51 p.
  • Mattei Fr. Giambattista Aleotti (1546–1636) e la Regola di Jacomo Barozzi da Vignola della Biblioteca Ariostea di Ferrara (ms. Cl. I 217) // Annali di architettura. — 2010. — No. 22. — P. 103–125.
  • Michailova M. Mausolei romani sconosciuti nei disegni d’un architetto italiano del Rinascimento // Palladio. — 1969. — No. 1–3. — P. 3–13.
  • Michailova M. Bridges of Ancient Rome: Drawings in the Hermitage Ascribed to Fra Giocondo // The Art Bulletin. — 1970. — Vol. 52. — No. 3. — P. 240–264.
  • Michailova M. Un tempio antico sconosciuto a Tivoli (Tibur) second il disegno di un maestro italiano del Quattrocento // Pegasus. — 2001. — No. 3. — P. 111–124.
  • Nesselrath A. I libri di disegni di antichità. Tentativo di una tipologia // Memoria dell’antico nell’arte italiana / A cura di S. Settis. — Vol. III. — Torino: Einaudi, 1986. — Р. 89–147.
  • Nesselrath A. Codex Coner — 85 years on // Cassiano dal Pozzo’s Paper Museum. Vol. II (Series: Quaderni Puteani, 3). — Milano: Olivetti, 1992. — P. 145–167.
  • Palladio A. I Quattro Libri dell’Architettura. — Venezia: D. De’Franceschi, 1570. — 128 p.
  • Рauwels Y. Les années d’apprentissage du jeune de L’Orme: l’hôtel Bullioud а Lyon // Bulletin Monumental. — 1995. — Vol. 153–154. — P. 351–357.
  • Percier Сh., Fontaine P. Fr. L. Palais, maisons et autres édifices modernes, dessinés à Rome. — Paris:Baudouin, 1798. — 40 p., 100 pl.
  • Scaglia G. Fantasy Architecture of Roma antica // Arte lombarda. — 1970. — No. 2. — P. 9–24.
  • Scaglia G. Drawing of “Roma antica” in a Vitruvius Edition of the Metropolitan Museum of Art, part II–III. Add.: Index of Architectural Drawings, Sketchbooks, Copybooks, and Albums by Renaissance Artists and Humanists // Römisches Jahrbuch der Biblioteca Hertziana. — 1994. — No. 29. — Р. 97–136. — 1995. — No. 30. — P. 249–305.
  • Stella J. Baroque Ornament and Designs. — New York: Dover Publication, 2013. — 48 p.
  • Thoenes Ch. La “lettera” a Leone X // Raffaello a Roma: il convegno dal 21 al 28 marzo del 1983 / A cura di Ch. L. Frommel. — Roma: Edizioni dell’Elefante, 1986. — P. 373–381.
  • Variety, Archeology, and Ornament: Renaissance Architectural Prints from Column to Cornice: Cat. Exh. University of Virginia Art Museum (August 26 – December 18, 2011) / C. Brothers; M. J. Waters —Charlottesville: University of Virginia Art Museum, 2011. — 142 p.