Заголовок Портики западных фасадов в церквях середины XV – начала XVI века во Франции. Поздняя готика в поиске новых форм
Автор email ilesttard1@gmail.com
Сведения об авторе Позднякова Марина Игоревна — cтудент, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский проспект, 27-4, ГСП-1, Москва, Россия, 119991
В рубрике Западное искусство Средних веков и Нового времени
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 261269
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.5(430)3 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Типология двухбашенного фасада является привычной для всей готической архитектуры, но на протяжении ее развития эпизодически появляются памятники, которые выделяются из общей тенденции. Например, церкви Сент-Урбен в Труа и Нотр-Дам в Се (второй половины XIII в.). Их отличие заключается в том, что перед стеной фасада появляется дополнительный ряд
травей, соответствующих травеям нефов. За неимением лучшего термина мы будем называть их «портиком».
Фасады с портиками получают развитие только в поздней готике, и наиболее интересные варианты появляются в Нормандии — этот регион со второй половины XV в. стал важным художественным центром. Церкви Сен-Маклу в Руане, Нотр-Дам в Алансоне и Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко (все три — начала XVI в.) можно объединить в одну группу памятников с многогранными портиками. В ходе исследования были затронуты вопросы, важные для всей готической архитектуры: сохраняются ли принципы композиции фасада, в частности деление на ярусы; изменяет ли введение портика только нижний ярус фасада или всю композицию и что при этом происходит с отдельными элементами (окном-розой, ярусом балюстрады, вимпергами порталов и т. д.). Необходимо было определить и место фасадов с портиками в архитектуре поздней готики.
Если в церкви Сен-Маклу еще соблюден баланс вертикалей и горизонталей, четко читается композиция фасада и сохранены ее основные принципы, то в Нотр-Дам в Алансоне портик отменяет фасад как таковой, а в Нотр-Дам в Кодбек-ан-Ко портик вновь обрастает камнем и фасад возвращается к своей первоначальной сущности. В этом нам видится своеобразный итог развития типологии портика и в какой-то степени — всей поздней готики.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Позднякова М.И. Портики западных фасадов в церквях середины XV – начала XVI века во Франции. Поздняя готика в поиске новых форм // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 261–269. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Панофский Э. Перспектива как «символическая форма» // Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика. Перспектива как «символическая форма». – СПб.: Азбука-классика, 2004. ‒ C. 213–312.
  • Frankl P. Gothic Architecture. – Baltimore: Penguin Books, 1962. – 315 р. ‒ (Pelican History of Art).
  • Kurmann P. Architektur der Spätgotik in Frankreich und den Niederlanden // Die Kunst der Gotik. Architektur. Skulptur. Malerei / hrsg. von R. Toman. – Köln: Könemann, 1998. ‒ S. 156–188.
  • Neagley L.E. Th e Parish Church of Saint-Maclou and Late Gothic Architecture in Rouen. – University Park, PA: Th e Pennsylvania State University Press, 1998. – 168 р.
  • Sanfaçon R. L’architecture fl amboyante en France. – Quebec: Les Presses de l’Université Laval, 1971. – 219 р.
  • Sedlmayr H. Die Entstehung der Kathedrale. – Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1993. – 614 р.
  • Stoddard W.S. Art and Architecture in Medieval France. – New York: Harper & Row, 1976. – 412 р.
  • Swann W. Th e Late Middle Ages. Art and Architecture from 1350 to the Advent of the Renaissance. ‒
  • Ithaca; New York: Cornell University Press, 1977. – 232 р.