Заголовок Монастырская архитектура и традиция столпничества в Византии и Древней Руси в IX – начале XIII века
Автор email anna.freze@gmail.com
Сведения об авторе Фрезе Анна Андреевна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет. Университетская набережная, д. 7–9, Санкт-Петербург, Россия, 199034.
В рубрике Восточнохристианское искусство
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 9098
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 94 (495+47) «843/1204»: 726.7 Индекс ББК 85.11
Аннотация

Цель данной статьи — рассмотрение практики затворничества и в особенности столпничества, как одного из факторов не только определения архитектурного планирования монастырского комплекса в целом, но и решения конкретного храмового пространства. Письменные источники и архитектурно-археологические данные свидетельствуют о распространении практики затворничества в византийской церкви. Эта гипотеза справедлива и для Древней Руси. Специфика развития монашеского движения в средневизантийскую эпоху, когда различные формы монашества перемешивались друг с другом, вызвала к жизни феномен «затворенного игумена». Следование практике затворничества могло обеспечивать более высокий авторитет и религиозный статус настоятеля, что находило свое воплощение и в архитектуре через включение кельи затворника в объемно-пространственную композицию церкви. Так в средневизантийский период отшельником можно было стать, не только уйдя на одну из «святых гор», но и оставаясь в столичном монастыре.
Результаты архитектурно-археологического исследования позволяют не только представить, как настоятель мог управлять монастырем, будучи в затворе, но и предположить, какая функция отводилась угловым помещениям на третьем ярусе Календерханэ Джами и помещениям Гюль Джами, находящимся внутри ее восточных опор.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Фрезе А.А. Монастырская архитектура и традиция столпничества в Византии и Древней Руси в IX – начале XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 90–98. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Патерик Печерский, или Отечник. – Kиев: Издательство Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2011. – 478 с.
  • Сарабьянов В.Д. Живопись середины 1120-х – начала 1160-х годов // История русского искусства. Т. 2/1: Искусство 20–60-х годов XII века. – М.: Государственный институт искусствознания, 2012. –С. 160–335
  • Сарабьянов В.Д. К вопросуофункциональномназначениипалатокнахорахСпасо-Преображенскогособора Мирожского монастыря // Древности Пскова. Археология, история, архитектура. Вып.2.–Псков: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2011.– С. 177–194
  • Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря // Лифшиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI – первая
  • четверть XII века. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.– С. 531–773
  • Angold M. Monastic Satire and the Evergetine Monastic Tradition in the Twelft h Century // The Theotokos Evergetis and Eleventh Century Monasticism / Еd. by M. Mullet and A. Kirby. – Belfast: Th e
  • Queen’s University of Belfast, 1994. –P. 86–102
  • Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founders’Typika and Testaments / Ed. by J. Th omas and A. Constantinides Hero with the assistance of G. Constable
  • [Dumbarton Oaks Studies. Vol. 35]. –Washington D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection,2000. – 2021 p.
  • Ćurčić S. Survival of an Early Byzantine Monastic Concept and Its Meaning // ΣΟΦΙΑ. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. – М.: Северный Паломник, 2006.–
  • С. 491–514
  • Delehaye H. Les saints stylites // Subsidia Hagiographia. Vol. 14. – Paris–Bruxelles: Société des Bollandistes, 1923. – 276 p.
  • Evergetis: Typikon of Timothy for the Monastery of the Mother of God Evergetis (trans. Robert Jordan) // Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founders’Typika and Testaments / Ed. by J. Th omas and A. Constantinides Hero with the assistance o G. Constable [Dumbarton Oaks Studies. Vol. 35]. – Washington D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2000.–P. 454–506
  • Kalenderhane in Istanbul. Th e Buildings, Th eir History, Architecture, and Decoration / Еd. by C. Striker and Y. Kuban. – Mainz: Verlag Phillipp von Zabern, 1997. – 150 p.
  • Kirby A., Mercangöz Z.Th e Monasteries of Mt Latros and Th eir Architectural Development // Work and Worship at the Th eotokos Evergetis 1050–1200 / Еd. by M. Mullet and A. Kirby. – Belfast: Th e Queen’s
  • University of Belfast, 1997. –P. 51–77
  • Magdalino P. Th e Byzantine Holy Man in the Twelft h Century // Th e Byzantine Saint / Еd. S. Hackel. – Crestwood, New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 2001. –P. 51–66
  • Morris R. Monks and Laymen in Byzantium, 843–1118. – Cambridge: Cambridge University Press, 1995. – 330 p.
  • Popović S. Th e Byzantine Monastery: Its Spatial Iconography and the Question of Sacredness // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византиии Древней Руси / под ред. А.М. Лидова. – М.: Прогресс-традиция, 2006. – С. 150–185
  • Popović S. Are Typika Sources for Architecture? Th e case of the Monasteries of the Th eotokos Evergetis, Chilandari and Studenica // Work and Worship at the Th eotokos Evergetis 1050–1200 / ed. by
  • M. Mullet and A. Kirby. – Belfast: Th e Queen’s University of Belfast, 1997. – P. 266–284
  • Th e Life of Lazaros of Mt Galesion: An Eleventh-Century Pillar Saint / Introduction, translation and notes by Richard P.H. Greenfi eld. – Washington D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection,
  • 2000. – 423 p.
  • Th eis L. Flankenräume im mittelbyzantinischen Kirchenbau. – Wiesbaden: Reichert Verlag, 2005. – 216 р.