Заголовок Классические Афины до «эпохи Перикла»: утраченные архитектурные и живописные памятники
Автор email nalim1973@mail.ru
Сведения об авторе Налимова Надежда Анатольевна. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусства отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
В рубрике Искусство Древнего мира и средневекового Востока
Год 2012 Номер сборника 2 Страницы 2428
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032(38) Индекс ББК 85.1
Аннотация

Временем наивысшего расцвета искусства классических Афин по праву считается краткий период, именуемый «веком Перикла». Однако не менее яркую эпоху представляют собой десятилетия, ему непосредственно предшествовавшие – 470–460-е гг. до н. э., когда классические Афины переживали свой первый строительный и художественный подъем.
Предлагаемая статья посвящена малоизвестным утраченным памятникам этого периода, о которых мы знаем благодаря литературным источникам и данным археологии.
 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Налимова Н. А. Классические Афины до «эпохи Перикла»: утраченные архитектурные и живописные памятники // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2. / Под ред. А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2012. С. 24–28. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Wycherley R.E. The Painted Stoa // Phoenix. 1953. Vol. 7. P. 20–35. Цитируемый фрагмент – P. 20.
  • Керамика, обнаруженная во время раскопок Пойкиле, датируется 470–460 гг. до н. э. (Camp J.M. The Athenian Agora: Excavations in the heart of classical Athens. London, 1986. P. 10). Масштабы здания, размах живописных работ и содержание самих картин позволяют относить проект ко времени после победы при Эвримедонте, то есть к 460-м гг. до н.э. (см. Castriota D. Myth, ethos and actuality: official art in fifth century B.C. Athens. Madison, Wisconsin, 1992. P. 33; Kebric R.B. The painting in the Cnidian Lesche at Delphi and their historical context. Leiden, 1983. P. 14–15, 37).
  • Суриков И.Е. Античная Греция: время расцвета демократии. М., 2008. С. 206–258.
  • О постройках времен Кимона на Агоре см. Camp J.M. Th e Archaeology of Athens. New Haven, London, 2001. P. 63–72.
  • Относительно датировки битвы при Эвримедонте у историков нет единого мнения в силу недостаточного освещения в источниках хронологии данного периода. В исследовательской литературе они колеблются между 469 и 466 гг. до н. э.
  • Плутарх. Кимон // Плутарх. Избранные биографии / Под. ред. С.Я. Лурье. Л., 1941.
  • Там же.
  • Davies J.K. Athenian propertied families. Oxford, 1971. P. 376–377.
  • Основная литература о Полигноте и мастерах его круга: Lowy E. Polygnot: Ein Buch von griechischer Malerei. Vienna, 1929; Robert C. Die Nekyia des Polygnot. Halle, 1892; Id. Die Iliupersis des Polygnot. Halle, 1893; Robertson M. Greek painting. Genève, 1959. P. 121–163; History of Greek art. Cambridge, 1975. P. 240–270.
  • По поводу предлагаемых расчетов длины Расписной стои см.: Shear T.L. The Athenian Agora: excavations of 1980–1982 // Hesperia. 1984. Vol. 53. P. 1–19.
  • Синесий. Письма // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства / Под. ред. М.Е. Грабарь-Пассек. М, 1964. С. 171–177.
  • См. Harrison E.B. Pheidias. Th e painters’ world // Personal styles in Greek sculpture / Ed. by J.J. Pollitt, O. Palagia. Cambridge, 1996. P. 16–65. P. 19–20.
  • Harrison E.B. Pheidias… P. 22.
  • См. Jeffery L. The Battle of Oinoe in the Stoa Poikile // Annual of the British School at Athens. 1965. Vol. 60. P. 41–57.
  • Павсаний. Описание Эллады / Под. ред. Е.В. Никитюк. Т. 1–2. М., 2002.
  • Геродот. История / Пер. и комм. Г.А. Стратановского. М., 2004.
  • Например, Кинегиру, как известно, отрубили руку секирой, когда он, преследуя персов, ухватился за корабельную корму (Hdt. 6, 114); возможно, именно этот момент был изображен на картине.
  • Подобные надписи были и в росписях дельфийской лесхи книдян, выполненных Полигнотом, и, очевидно, в других раннеклассических стенных росписях.
  • Другие античные свидетельства относительно богов и героев, представленных на картине см.: Harrison E.B. The South frieze of the Nike Temple and the Marathon Painting in the Painted Stoa // American journal of archaeology. 1972. Vol. 76. P. 370–378.
  • Захват Скироса и обнаружение останков Тесея имело место вскоре после взятия Кимоном крепости Эйон в 476–475 гг. до н. э. (см. Meiggs R. The Athenian Empire. Oxford, 1972. P. 68–69).
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Под. ред. С.С. Аверинцева. Т. 1-3. М.-Л., 1961–1964.
  • Dugas Ch. Revolution de la legende de Thésée // Revue des études grecques. 1943. Vol. 56. P. 1–24; Hurwit J.M. The art and culture of Early Greece, 1100–480 B.C. Ithaca, 1985. P. 311.
  • Robertson M. Greek Painting... P. 122.
  • Чашевидный кратер, атрибутированный Мастеру Берлинской гидрии, ок. 460 г. до н. э. (Metropolitan Museum of Art 07.286.86) и кратер с волютами Мастера лохматых сатиров, ок. 450 г. до н. э. (07.286.84).
  • См. Суриков И.Е. Античная Греция... С. 228.