Художественные связи России и Германии в XX в. имеют очень богатую историю. Германия была центром притяжения для русских художников, начиная с рубежа XIX–XX вв. Такие города, как Берлин, Мюнхен, Дрезден и Дюссельдорф, где проводились масштабные международные выставки, привлекали начинающих и состоявшихся художников. В 1922 г. в Берлине прошла Первая выставка русского искусства. Нельзя упускать из виду и художественную эмиграцию, неотъемлемую часть художественных взаимоотношений двух стран.
С конца 1980-х гг. между Россией и Германией после периода длительной изоляции на фоне перестройки начинается новая волна художественного взаимодействия. В 1988 г. в Москве проходит первый международный аукцион картин художников русского авангарда и современных советских художников, имевший необычайный успех у зарубежных коллекционеров. С этого момента молодые русские художники обращают на себя пристальное внимание европейского арт-сообщества. Выставкой ИсKUNSTво I. (Западный Берлин, Bahnhof Westend, 1988 г.), на которой представители московского концептуализма были показаны совместно с молодыми немецкими художниками, было положено начало новому этапу в развитии художественных связей Германии и России.
С 1988 г. коллективные выставки современного русского искусства на разных выставочных площадках Германии становятся регулярным явлением. В рамках данного доклада автор ограничивается рассмотрением самых крупных художественных выставок, проходивших в разных городах Германии в указанный период, в ряду которых «Музей МАНИ — 40 московских художников» (Франкфурт-на-Майне, выставочный зал Karmelitenkloster, 1991), «Советское искусство около 1990 года» (Дюссельдорф, Städtische Kunsthalle DÜsseldorf, 1991), «Fluchtpunkt Moskau» (Аахен, Ludwig Fonim, 1994) «Полет. Уход. Исчезновение — московское концептуальное искусство» (Берлин, 1995), «Kunst im verborgenen. Русские нонконформисты 1957–1995» (Людвигсхафен, Wilhelm-Hack Museum, 1995).
Автор на основании выставочных каталогов, воспоминаний художников, упоминаний в прессе анализирует концепции рассматриваемых выставок, отвечая на вопрос о том, как происходило взаимодействие русских и местных художников, каким образом русские художники вписывали свое искусство в контекст заданной концепции, как современное русское искусство было воспринято за рубежом в начале 1990-х гг.

 PDF