Архитектура Ростова-на-Дону рубежа XIX–ХХ вв. преимущественно эклектична благодаря своеобразному «наслоению» разновременных форм. Новые стилистические тенденции, которые распространяются в городах южнороссийского региона практически одновременно с крупными культурными центрами России и Европы, успешно сосуществуют с давно полю­бившимися заказчикам «стилями» не только в пределах одного квартала, улицы, но и в рамках одного здания.
Ростовская архитектура рубежа XIX–ХХ вв. характеризуется преобладанием стилизованных форм академических стилей — классицизма, барокко, Ренессанса. Это объясняется целым комплексом причин. Исторические условия формирования застройки городов южнороссийского региона во второй половине ХVIII — начале ХIХ в., времени господства классицизма, определили преобладающее направление дальнейшего развития архитектуры. Важную роль играли стилистические предпочтения заказчика — купечества, предпринимателей, промышленников, в представлении которых «академические стили» ассоциировались с респектабельными формами столичной дворцовой архитектуры.
В архитектуре Ростова-на-Дону начала ХХ в. проявляется направление, объединяющее черты рационального модерна и классической архитектуры:
• здания, функционально обоснованное объемно-планировочное решение которых соответствует рациональному направлению, а архитектурно-художественный образ в основном формируется средствами классической архитектуры (Здание окружного суда, архитектор П. Я. Любимов, 1914 г.);
• здания, в композиции фасадов которых выявлена прогрессивная комбинированная конструктивная структура, а декоративное решение выдержано в формах неоклассицизма (доходный дом О. и Е. Сариевых, архитектор А. Ф. Нидермейер, 1902 г.);
• постройки, в которых использованные классицистические элементы геометризированы, приведены к формам рационального модерна (здание С.-Петербургского Международного коммерческого банка).
Интерпретация форм академических стилей в ростовской архитектуре определяется назначением и композицией фасадов здания, объемно-планировочным решением и системой пропорционирования, конструктивным решением и декоративными свойствами строительных и отделочных материалов. Так, «кирпичный стиль» представляет необычное прочтение классического ордера. Важнейшей представляется роль творческих приоритетов и проектного опыта архитектора, а также стилистических предпочтений заказчика (Доходный дом Чириковых, 1914 г., архитектор Л. Ф. Эберг).

 PDF