Три до сих неопубликованные латинские эпиграммы малоизвестного итальянского поэта по имени Джован Франческо Фабри, работавшего в начале — середине XVI в., прославляют Микеланджело как автора мраморных статуй. В одной из них описывается статуя юноши по имени Лигдам. Единственно возможная идентификация этого произведения с какой-либо из сохранившихся работ Микеланджело — эрмитажная статуя. Эта идентификация была принята С. О. Андросовым (Ermitage Italia — Museo statale Ermitage. La scultura italiana dal XIV al XVI secolo. Catalogo della collezione. Milan, Skira, 2008. P. 66), на основе той информации, которую я сообщила ему после конференции в Риме (2002), где я делала доклад на эту тему (материалы конференции не были опубликованы). Эта находка могла бы положить конец сомнениям по поводу атрибуции статуи и полностью отвергнуть предположения о ее принадлежности к ансамблю гробницы папы Юлия II. Более вероятно ее создание по частному заказу, возможно для кого-то из окружения папы Юлия III еще в бытность его кардиналом. Это могло бы объяснить и небольшой размер статуи, явно неподходящий для украшения верхнего яруса огромного скульптурного надгробия.
С 2002 г. я собрала некоторые новые сведения о Фабри, его поэзии и биографии. Они позволяют узнать кое-что еще о круге интеллектуалов, почитавших Микеланджело в Северной Италии в конце 1530–1540-х гг. Во многом это было связано с возрождением гуманизма, светскими ценностями и гомосексуальными отношениями, маскировавшимися под видом религиозных объединений. Как кажется, Джован Франческо Фабри имел ко всему этому отношение. Его смерть в молодом возрасте и его сомнительные связи, вероятно, стали причиной своего рода damnatio memoriae, из-за чего, как ни странно, о нем и его произведениях (в т. ч. стихотворениях о Микеланджело) почти ничего не было известно.

 PDF