Философский образ «Memento mori» (лат. «помни о смерти»), выражающий идею бренности бытия и суету жизни, волновал людей на протяжении всех веков и нашел отражение во многих видах искусства. В ювелирных изделиях иконографический тип «Memento mori» занимает особое место и своеобразно раскрывается в наследии стран Западной Европы.
Исследования тематики «Memento mori» в настоящее время, как правило, связаны с изучением искусства XVI–XVII вв., преимущественно живописи «Vanitas», в то время как предметы прикладного искусства незаслуженно остаются в тени. Тем не менее, многочисленные ювелирные изделия позднего средневековья и Ренессанса, использующие сюжет «Memento mori», показывают развитие особой художественной образности этого мотива в контексте изменения его историко-философского восприятия в разные эпохи.
Предметное изучение памятников ювелирного искусства в данной работе позволяет выявить отдельные варианты интерпретаций иконографического типа «Memento mori», начиная с эпохи античности, а также обозначить ведущие направления и их стилистические и технико-технологические особенности. Также прослеживается развитие иконографии на разных историко-культурных этапах, в том числе отдельное внимание уделяется анализу отражения содержания религиозных течений и социальных изменений в эмблематике «Memento mori», в особенности в эпоху Реформации и становления гуманистических идей в Европе.
В качестве самостоятельного вопроса в исследовании разрабатывается проблема формирования иконографии «Memento mori» в ювелирных изделиях эпохи Ренессанса, которая не находит идеологической и иконографической опоры в возрождающемся в то время наследии античности. Таким образом, вопреки общей тенденции, исследуемый сюжет в ювелирном искусстве Возрождения продолжает развиваться в соответствии со средневековым каноном. В результате памятники этого периода носят синтетический характер.
Представленная работа наглядно показывает, что специфика ювелирного искусства не позволила раскрыть все вариации сюжета «Memento mori», вошедшие в иконографию других видов искусства. Однако узнаваемый язык символов позволил обогатить семантическое содержание изделий, соединив «Memento mori» с траурным и брачным церемониалом. В результате можно выделить основные этапы развития иконографического типа «Memento mori» в прикладном искусстве, а также уточнить периоды исторической востребованности и полного забвения, обособленной репрезентации и слияния с традицией «траурного украшения».

 PDF