В Северном Лацио, недалеко от Рима, находится долина Суппентония, чудесный уголок природы, изолированный от окружающего мира. По этой причине долина была выбрана отшельниками для уединенной жизни. Пещеры, которые еще с доримских времен использовались как жилища и погребения, были теперь заселены христианскими отшельниками. В соответствии с местной традицией, некоторые из них (святой Анастасий, святой Нонн) стали главными фигурами для монастырских общин региона.
Цель доклада — исследовать процесс заселения пещер анахоретами в VI в., их образ жизни и дальнейшее их присутствие в этих местах. В фокусе исследования — грот святого Леонарда, искусственная пещера из трех помещений, напоминающая церковь, использовавшаяся для совместных церковных служб аскетами, которые временно покидали свои уединенные жилища, чтобы участвовать в богослужениях.
Сохранилось несколько литургических предметов (два алтаря, ниши, купель для святой воды), сравнение которых с другими подобными предметами из римского региона дает основания датировать их VI в. Более того, на стенах сохранились следы христианских фресок, что свидетельствует о литургическом предназначении пещеры. Самые ранние фрески по стилистическим особенностям датируются XI в., временем подъема аскетического движения, которое было следствием кризиса монастырского монашества, когда в крупных аббатствах сосредоточилась огромная политическая и экономическая власть, и многие монахи захотели вернуться к изначальной чистоте монашеского образа жизни. Грот продолжал использоваться и в более позднее время, о чем свидетельствует фреска с огромным изображением св. Леонарда, возможно относящаяся к XIV в., которая и дала название гроту.
В докладе также исследуется устное предание о легендарной встрече папы Григория Великого (591–615) и лангобардской королевы Теодолинды (589–624) в гроте святого Леонарда, не соответствующее реальной исторической действительности и источникам, однако дающее представление о стратегической важности этого региона для защиты Рима в начале VII в.

 PDF