Кельтское искусство, развивавшееся параллельно с античным, является плодом яркой и самобытной варварской культуры. Особую сферу декоративно-прикладного искусства кельтов представляют монеты, многие из которых являются подлинными шедеврами мелкой пластики. Эта область кельтской торевтики сравнительно мало изучена с позиций искусствоведения (из-за сложности периодизации, фрагментированности письменных источников, слабой разработанности методики исследования), в то время как античные монеты давно рассматриваются в этом ключе. У кельтов монетное дело возникло позднее, чем у греков (IV–III вв. до н. э.). Первые опыты монетной чеканки демонстрируют следование античным образцам, однако постепенно монетные изображения приобрели своеобразный характер, развиваясь в рамках кельтского искусства.
Исследование кельтской нумизматики носит междисциплинарный характер и поэтому требует комплексного метода, в котором понятие «искусство» применяется в более широком значении — как средство визуальной коммуникации. Автором проведено исследование взаимосвязей изображений на кельтских монетах с конкретными произведениями кельтского искусства.
Сравнительный анализ изображений на кельтских монетах и произведений кельтской торевтики показывает, что монетные изображения по большей части вписываются в пространство пластического стиля, который развивался на протяжении III века до н. э. Его черты находят отражение и в памятниках нумизматики — стремление к декоративности, трехмерному изображению орнамента, заполненности всего пространства монетного круга такими деталями, как S-образные изгибы, спирали, трискеле, «лиры» и др. Зачастую они превращаются в не сразу заметные и орнаментально трактованные изображения голов людей
и зверей. Характерной особенностью переработки изображения является использование элементов, которые при видимой раздробленности создают единое идейно-художественное поле.
Несмотря на явные связи кельтской торевтики и нумизматики, монетное дело можно выделить в отдельный вид кельтского искусства, так как оно обладает определенными особенностями, связанными с формой поля, стилистикой изображений и специфической функцией монет, которая выходила за пределы товарно-денежных отношений и имела не только репрезентативные, но и символические значения.

 PDF