Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-10-81
Заголовок Жанровая хронотипология: базовая теоретическая модель и ее познавательный потенциал.
Автор email nonna3553@list.ru
Сведения об авторе Яковлева Нонна Александровна — доктор искусствоведения, профессор. Член Союза художников РФ, Большая Морская ул., д. 38, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 190000.
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa166-10-81
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 741751
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.04 Индекс ББК 85.1
Аннотация

В статье представлен опыт построения универсальной модели жанровой хронотипологии. В основу положен жанр как тип художественного образа произведения — единственной реалии искусства, описанной как динамическая целостность. Характеристики художественного образа произведения положены в основу сети координат жанра и уподобленных ему уровней жанровой хронотипологии вплоть до высшего. В синхронном срезе жанр характеризуется необходимым и достаточным набором элементов, связанных особой структурой, и выполняет особые функции согласно внутренней программе. При этом художественный (жанровый) процесс на всех уровнях рассматривается как подобие индивидуального творческого акта. Теоретическая модель жанровой хронотипологии предлагает: систему параметров (сеть координат) для изучения отдельных жанров, жанровых систем и подсистем в их становлении и развитии; способ описания всей совокупности произведений мирового искусства как многоуровневой жанровой хронотипологии в ее видовом многообразии; возможность выявления логики художественного процесса и некоторых факторов саморазвития искусства. Модель разработана и апробирована на материале русской живописи.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Яковлева Н.А. Жанровая хронотипология: базовая теоретическая модель и ее познавательный потенциал. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 741–751. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-10-81
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Аверинцев С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы. — М.: Наука, 1986. — С. 104–116.
  • Александрова О. В. Купеческий портрет как жанр русской живописи. Автореф. дисс.к.искусствовед. СПб. — 2007. — 28 с.
  • Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. — М.: Искусство, 1974. — 268 с.
  • Васильев А. З. Жанр как эстетическая категория. Автореф. дис… к. филос. н: — Л., 1987. — 17 с.
  • Грецкая Е. Е. Русский живописный исторический пейзаж (истоки, становление и расцвет жанра). Автореф. дис… к. искусствоведения. — СПб., 2004. — 22 с.
  • Гусарова Е. В. Жанр как типологическая категория теории изобразительного искусства // Проблемы развития советского искусства и искусства народов СССР. Сб. трудов Института им. И. Е. Репина. — Вып. 14. — Л., 1983. — С. 30–41.
  • Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись России второй половины ХVIII века. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 197 с.
  • Иоффе И. И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. — Л.: ОГИЗ, 1933. — С. 570.
  • Каган М. С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 426 с.
  • Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. — 1983. — № 7. — С. 116–125.
  • Михайлова А. А. Художественный образ как динамическая целостность // Советское искусствознание-76. — Вып. 1. — М.: Советский художник, 1976. — С. 222–257.
  • Пушкарева Е. Л. Русская портретная икона. Автореф. дис… к. искусствоведения. — СПб., 1998. —25 с.
  • Симонов П. В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. — М.: Наука, 1993. — 109 с.
  • Яковлева Н. А. Русский живописный исторический портрет. Автореф. дис… к. искусствоведения. — Л., 1973. — 29 с.
  • Яковлева Н. А. Русская историческая живопись. — М.: Белый город, 2005. — 656 с.
  • Яковлева Н. А. Реализм в русской живописи: история жанровой системы. — М.: Белый город, 2007. — 584 с.
  • Яковлева Н. А. Русское иконописание. Благодатный образ на Руси и в России. — М.: Белый город, 2010. — 480 с.
  • Яковлева Н. А. Художественный образ как основа жанровой типологии искусства // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — С. 9–31.