Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-10-78
Заголовок Фантомные боли. К вопросу о рецепции искусства Возрождения в эпоху модернизма.
Автор email a.v.rykov@spbu.ru
Сведения об авторе Рыков Анатолий Владимирович — доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa166-10-78
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 716723
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.067 Индекс ББК 85.1
Аннотация

Статья посвящена протополитическим коннотациям искусствоведческих работ Павла Муратова — одному из наиболее ярких примеров утопического мышления в русском искусствознании. Реконструируется политический контекст «Образов Италии» — возможно, наиболее известного текста в истории русской рецепции искусства Возрождения. Особое внимание уделяется философским истокам взглядов Муратова — витализму, «философии жизни», теориям регенерации и идеям «консервативной революции» в Германии. Эстетизм Муратова рассматривается сквозь призму концепции «эстетической политики» Вальтера Беньямина и современных теорий тоталитаризма.
В фокусе исследования находится трансформация эстетизма Муратова в классистскую и националистическую теорию, имеющую точки пересечения с фашистской идеологией. Искусство Возрождения апроприируется Муратовым как утопическая альтернатива современности, демократическое искусство «народа», особая форма жизни, спонтанной, радостной, чуждой буржуазии и высшим слоям общества. Автор прослеживает работу популистских, антиинтеллектуалистских дискурсов в искусствоведении Муратова и приходит к выводу о его близости к консервативному модернизму. Впервые искусствоведческие работы Муратова анализируются в связи с его политической и культурологической публицистикой 1920–1930-х гг. Концепция искусства Возрождения Муратова интерпретируется как одна из версий романтического антикапитализма.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Рыков А.В. Фантомные боли. К вопросу о рецепции искусства Возрождения в эпоху модернизма. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 716–723. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-10-78
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Адорно Т. В. Эстетическая теория / Пер. А. В. Дранова. — М.: Республика, 2001. — 527 с.
  • Волынский А. Л. Леонардо да Винчи. — Киев: Типография С. В. Кульженко, 1909. — 499 с.
  • Мережковский Д. С. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи). — М.: Панорама, 1993. — 576 с.
  • Муратов П. П. Ночные мысли. Счастливая Италия // Возрождение. — 1928. — № 988. 15 февраля. — С. 2.
  • Муратов П. П. Возможности русского фашизма // Возрождение. — 1930. — № 1854. 30 июня. — С. 2.
  • Муратов П. П. Каждый день // Возрождение. — 1933. — № 3042. 30 сентября. — С. 2.
  • Муратов П. П. Искусство и народ // Литература русского зарубежья. Антология в шести томах. — Т. 1. Кн. 1. — 1920–1925. — М.: Книга, 1990. URL: http://az.lib.ru/m/muratow_p_p/text_0080.shtml (дата обращения: 06.12.2015).
  • Муратов П. П. Образы Италии. — М.: Республика, 1994. — 592 с.
  • Пленков О. Ю. Триумф мифа над разумом (немецкая история и катастрофа 1933 года). — СПб.: Владимир Даль, 2011. — 608 с.
  • Рыков А. В. Дискурс эстетизма/тоталитаризма (К социополитической теории авангарда) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. — СПб.: НП-Принт, 2014. — C. 381–391.
  • Соловьев Ю. П. Публицистика Павла Муратова: идеи и стиль. Дис… канд. филол. н. — М., 1998. — 205 с.
  • Beaumont M. A Communion of Just Men Made Perfect: Walter Pater, Romantic Anti-Capitalism and the Paris Commune // Renew Marxist Art History / W. Carter, B. Haran, F. J. Schwartz (eds.). — London:
  • Art Books, 2013. — P. 94–106.
  • Herf J. Reactionary Modernism: Technology, Culture, and Politics in Weimar and the Third Reich. — Cambridge: Cambridge University Press, 1984. — 252 с.
  • Sayre R., Loewry M. Figures of Romantic Anti-Capitalism // New German Critique. — Vol. 32. — Spring – Summer 1984. — Р. 42–92.
  • Sternhell Z. The Birth of Fascist Ideology: From Cultural Rebellion to Political Revolution / D. Maisel (transl.). — Princeton: Princeton University Press, 1994. — 348 p.