Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-37
Заголовок Гирлянда в религиозной живописи Ренессанса.
Автор email yzvezdina@yandex.ru
Сведения об авторе Звездина Юлия Николаевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Музеи Московского Кремля, Кремль, Москва, Российская Федерация, 127322.
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa166-5-37
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 361367
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7034...5 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Многие произведения ренессансных мастеров демонстрируют пристальное внимание к изображению декора. часто в композициях присутствуют гирлянды. Автор предлагает обратить внимание на некоторые особенности трактовки этой малоизученной детали в религиозной живописи.Великолепные образцы гирлянд характерны для творчества Андреа Мантеньи (например, «Святой Георгий» из собрания Галереи Академии, Венеция; алтарь Сан Дзено в базилике Сан Дзено, Верона; «Мадонна делла Виттория» в Лувре). У некоторых мастеров гирлянда демонстрирует их внимание к символике плодов. Таковы композиции Карло Кривелли, где прославление Мадонны и Христа выражается на языке традиционных христианских символов, воплощенных в плодах, составляющих гирлянду. Весьма примечательна трактовка этой детали в творчестве Козимо Туры. Так, в «Мадонне зодиака» (Галерея Академии, Венеция) изображение зодиакальных созвездий в виде сияющих персонификаций сочетается с двумя реалистично написанными связками гроздьев винограда и щеглом — традиционным символом Страданий Христа. Изучение ренессансной гирлянды показывает: на первый взгляд декоративная, эта деталь сохраняет древнюю функцию прославления осененного ею персонажа.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Звездина Ю. Н. Гирлянда в религиозной живописи Ренессанса. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 361–367. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-37
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Заиграйкина С. П. Мозаики баптистерия Сан-Джованни ин Фонте в Неаполе (V век). Стиль и атрибуция // Искусствознание. — 2014. — No 3/4 (Эпоха. Художник. образ). — С. 263–275.
  • Звездина Ю. Н. Гирлянды в порталах соборов Московского Кремля и мозаиках римских базилик // Макариевские чтения. — Можайск: Можайский полиграфический комбинат, 2008. — Вып. 15: «Москва — третий Рим». — C. 509–523.
  • Звездина Ю. Н. Временные циклы в убранстве французских базилик // Искусство христианского мира: Сб. статей. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2009. — Вып. 11. — С. 110–120.
  • Звездина Ю. Н. Гирлянда в порталах соборов Московского Кремля // Московский Кремль в XVI столетии: Сб. статей. — М.: БуксМАрт, 2014. — Кн. 1: Древние святыни и исторические памятники. — С. 237–247.
  • Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — Т. 1. — 322 с.
  • Путем орнамента. Исследования по архитектуре и искусству византийского мира. Тезисы до-кладов 28–29 ноября 2011 г. / центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. — М.: МАКС Пресс, 2011. — 32 с.
  • Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 476 c.
  • Фергюсон Дж. Христианский символизм. — М.: Золотой век, 1998. — 332 с.
  • Ян ван Эйк. Благовещение. Из собрания Национальной художественной галереи, Вашингтон. Jan van Eyck. The Annuciation. National Gallery of Art, Washington D. C., USA. — СПб.: Славия, 1997. — 32 с.
  • Bertozzi M. La tirannia degli astri. Gli affreschi astrologici di Palazzo Schifanoia. — Livorno: Sillabe, 1999. — 144 p.
  • Brera. Guida alla Pinacoteca. — Milano: Electa, 2004. — 368 p.
  • Camersasca E. Mantegna. — [Firenze]: Scala, 1992. — 80 p.
  • Mravik L. Oberitalienische Quattrocento-Gemälde. — [Budahest]: Kultura, 1978. — 126 S.
  • Oakeshott W. Die Mosaiken von Rom vom dritten bis zum vierzehnten Jahrhundert. — Leipzig: E. A. Seemann, 1967. — 395 S.
  • The Accademia Galleries in Venice. Guide. — Milan: Electa, 2008. — 96 p.