Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-3-35
Заголовок По поводу сцен VI регистра Васильевских врат
Автор email conference@actual-art.org
Сведения об авторе Булкин Валентин Александрович — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034
В рубрике Гармония классики под сводами Древней Руси DOI10.18688/aa155-3-35
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 333337
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2(471), 7.072.2 Индекс ББК Щ 85, Б90 85.03
Аннотация

В статье рассматриваются сцены шестого яруса Васильевских врат Софийского собора в Новгороде, изготовленных в 1336 г. по заказу архиепископа Василия Калики. Внедрение четырех ветхозаветных и апокрифических сюжетов («Ликование царя Давида при перенесении Ковчега Завета в Иерусалим», «Весы духовные Страшного суда», «Единоборство Давида с Голиафом», «Китоврас с царем Соломоном в руках») в евангельский цикл было продиктовано волей ктитора.

Особую значимость для новгородского владыки имела сцена «Ликование царя Давида», изображающая перенос Ковчега Господня в город Давидов в сопровождении царя и народа. Вполне вероятно, что архиепископ Василий увидел аналогию своему жизненному пути от простого горожанина до главы новгородской церкви в истории царя Давида, который из пастухов поднялся до царя.

Мотивации, связанные с важными для архиепископа Василия жизненными коллизиями, можно предполагать и в других сценах VI регистра.

Кроме того, автор предполагает, что создание Васильевских врат и строительство церкви Входа Господня в Иерусалим (1336–1337) были частью единого замысла, возникшего у будущего владыки после паломничества в Иерусалим и связанного с глубоким богословским переосмыслением северной части Детинца с Владычным двором и Софийским собором. 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Булкин В. А. По поводу сцен VI регистра Васильевских врат // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 333–337. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-3-35
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Бочаров Г. Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. – М.: Наука, 1969. – 128 с.
  • Булкин В. А. Заметки по топографии новгородского Детинца // Новгородский исторический сборник. – Вып. 5 (15). (В печати.)
  • Великий Новгород. Энциклопедический словарь. – СПб.: Нестор-История, 2009. – 552 с.
  • Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–XV вв. / Ред.-сост. И. А. Стерлигова. – М.: Наука, 1996. – 512 с.
  • Лазарев В. Н. Васильевские врата 1336 года // Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. – М.: Наука, 1970. – С. 179–215.
  • Новгородская первая летопись. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – 720 с.
  • Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XVI в. – М.: Северный паломник, 2012. – 542 с.
  • Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. – М.: Изд-во АкН СССР, 1948. – 803 с.
  • Яганов А.В., Рузаева Е.И. К вопросу об истории Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле // Археология: история и перспективы. – Ярославль: Рыбинский дом печати, 2006. – С. 363–391.