Заголовок Феномен отказа от живописи в искусстве ХХ века
Автор email alyokbabou@gmail.com
Сведения об авторе Бердигалиева Алия Амангильдыевна — аспирант, Государственный институт искусствознания. Козицкий переулок, 5, Москва, Россия, 125000
В рубрике Западное искусство XX века и теория искусства
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 360367
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.01+7.036(4)+7.038.6+7.025.5+7.025.23…5+…7 Индекс ББК 85.14
Аннотация

В статье рассматриваются постоянно возникавшие на протяжении ХХ в. случаи радикального переосмысления живописи как вида искусства. Подобные случаи часто приводили к полному отрицанию живописи, к отказу от живописи как формы выражения и высказывания. Автор делает попытку выявить подобные критические точки в истории искусства прошлого столетия, такие как «последние картины» А. Родченко и Э. Рейнхардта, реди-мейды М. Дюшана, теория и практика Э. Лисицкого, Л. Фонтаны, группы BMPT и др. Кроме того, высказывается гипотеза о повторяемости данных процессов в истории искусства ХХ в., позволившая выявить особую мифологическую черту феномена, называемого в статье «отказом от живописи». Осуществлена попытка выявить отличие феномена «отказа от живописи» от ему подобных, таких как отрицание живописи и деконструкция живописи.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Бердигалиева А.А. Феномен отказа от живописи в искусстве ХХ века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 360–367. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 484 с.
  • Баль Х., Хюльзенбек Р., Голишефф Е. Манифесты Дадаизма / [пер., прим. и справки об авторах В. Вебера] // Крещатник. ‒ 2012. ‒ № 3 // Журнальный зал (ЖЗ): Некоммерческий литературный интернет-проект. ‒ URL: http://magazines.russ.ru/kreschatik/2012/3/h25.html (дата обращения: 31.03.2014).
  • Барт Р. Мифологии. – М.: Академический проект, 2010. – 351 с.
  • Искусство про искусство: каталог / сост. В. Беляева. – СПб.: Palace Editions-GraphiArt, 2009. – 550 с.
  • Канцедикас А.С. Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890–1941. – М.: Новый Эрмитаж-один, 2005. – Ч. 7: Статьи и доклады Эль Лисицкого. 1919–1938. ‒ 230 с.
  • Мелетинский Е.М. Мифология // Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. – М.: Советская энциклопедия, 1983. ‒ С. 377–378.
  • Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Академический проект, 2012. – 331 с.
  • Миф и художественное сознание ХХ века / Гос. ин-т. искусствознания; под ред. Н.А. Хренова. – М.: Канон-Плюс, 2011. – 688 с.
  • Поляков В.В. Книги русского кубофутуризма: с приложением каталога футуристических изданий. – М.: Гилея, 2007. – 550 с.
  • Хайдеггер М. Что такое метафизика? – М.: Академический проект, 2007. – 303 с.
  • Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм — концепция формообразования. – М.: Стройиздат, 2003. – 574 с.
  • Эль Лисицкий, 1890–1941: к выставке в залах Государственной Третьяковской галереи / авт.-сост. Т.В. Горячева, Н.В. Масалин. – М.: ГТГ, 1991. – 213 с.
  • Bois Y.-A. Painting: the Task of Mourning // Kirkbrideplan: [Digital library]. ‒ URL: http://kirkbrideplan.files.wordpress.com/2012/08/bois-17082012124116.pdf (date of access: 15.04.2014).
  • Crimp D. Th e End of Painting // October. ‒ 1981. ‒ No 16. ‒ P. 69–86.
  • Fontana L. Manifesto blanco, 1946 // Lucio Fontana: catalogue. – Paris: Editions du Centre Pompidou,1987. ‒ P. 278–280.
  • Greenberg C. Th e End of Easel Picture. [1948] // Greenberg C. Art and Culture: Critical Essays. – Boston: Beacon Press, 1992. ‒ P. 154–157.
  • Highmore B. Paint it Black: Ad Reinhardt’s Paradoxical Avant-Gardism // Avant-Garde / Neo-Avant-Garde / ed. by Dietrich Scheunemann. – Amsterdam; New-York: Editions Rodopi BV, 2005. ‒ P. 109–128. ‒ (Avant-Garde Critical Studies, 17).
  • Staff C. After Modernist Painting: Th e History of a Contemporary Practice. – New-York: I.B. Tauris & Co, 2013. – 224 p.
  • Theories and Documents of Contemporary Art: A Sourcebook of Artists’ Writings. ‒ [2nd ed., rev. and exp. by Kristine Stiles]. – Oakland: University of California Press, 2012. – 1003 p.