Заголовок Интерпретация евангельской притчи о богаче и Лазаре в западноевропейском искусстве XI–XIII веков: пути сложения иконографии
Автор email irealekseeva@yandex.ru
Сведения об авторе Алексеева Ирина Борисовна — аспирант, Российский государственный гуманитарный университет. Миусская пл., 6, Москва, Россия, 125993.
В рубрике Западное искусство Средних веков и Нового времени
Год 2014 Номер сборника 4 Страницы 187193
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.4 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Статья посвящена иллюстрированию притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19–31) в западноевропейском изобразительном искусстве XI–XIII вв. В центре внимания находится проблема происхождения и развития иконографических схем начиная с оттоновских Евангелиариев конца X–XI в. и заканчивая готическими витражами Франции XIII в. Первые образцы изображения данного сюжета на Западе — Евангелиарии из Рейхенау и Эхтернаха — демонстрируют две различные традиции, что указывает на несколько источников заимствований. Среди них можно выделить византийский изобразительный источник в сочетании с иконографическими схемами других сюжетов (Рейхенау) и совершенно иной, явно невизантийский (Эхтернах). Впоследствии распространение получили эхтернахский образец (например, на него ориентированы миниатюры листов перед Псалтирью Эдвина, середина XII в.) и византийские схемы («Hortus Deliciarum» Геррады фон Ландсберг, вторая половина XII в.). В связи с детализацией иконографии в XIII в. на примере буржского витража рассматривается развитие принципов «обогащения» повествования, затрагивается вопрос о включении нового сюжета (притчи о безумии богатого, Лк. 12,16–21), «набранной» из отдельных иконографических схем, и о миграции отдельных мотивов в качестве назидательных, повествующих о смерти грешника (комментарии к ветхозаветным историям Авессалома или Иевосфея в морализованных Библиях, история о ростовщике и нищей в «Чудесах Девы Марии» Готье де Куанси).

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Алексеева И.Б. Интерпретация евангельской притчи о богаче и Лазаре в западноевропейском искусстве XI–XIII веков: пути сложения иконографии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 187–193. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собра-ниях: В 2 т. ‒ М.: Искусство, 1984. ‒ Т. 2: 1270–1300. ‒ 251 с.
  • Benoit H. Les grands vitraux du déambulatoire de Bourges. ‒ Paris: FAC-éditions, 1995. ‒ 56 p.
  • Bible moralisée. Codex Vindobonensis 2554. ‒ London: Harvey Miller Publishers, 1995. ‒ 152 p.
  • Cames G. Byzance et la peinture romane de Germanie. ‒ Paris: A. et J. Picard, 1966. ‒ 360 p.
  • Green R. et al. Herrad von Landsberg. Hortus Deliciarum: in 2 vols. ‒ London: Warburg Institute, 1979. ‒ Vol. 1. ‒ 244 р.; Vol. 2. ‒ 508 р.
  • Grodecki L., Brisac C. Le vitrail gothique au 13e siècle. ‒ Fribourg: Office du Livre, 1984. ‒ 280 p.
  • Kauffmann C.M. Romanesque Manuscripts 1066–1190. ‒ London: Harvey Miller, 1975. ‒ 235 p. ‒ (A Survey of Manuscripts Illuminated in the British Isles, 3).
  • Kemp W. The Narratives of Gothic Stained Glasses. ‒ Cambridge: Cambridge University Press, 1997. ‒ 259 p.
  • Parker E.C., Little Ch.T. The Cloisters Cross. Its Art and Meaning. ‒ New York: Metropolitan Museum of Art, 1994. ‒ 316 p.
  • Wailes S.L. Medieval Allegories of Jesus’ Parables. ‒ Berkeley; Los Angeles; London: University of Cal-ifornia Press, 1987. ‒ 270 p.
  • Weitzmann K. The Iconography of the Reliefs from the Martyrion // Antioch on the Orontes. ‒ 1941. ‒ No 3. ‒ P. 135–149.