Заголовок Поэт и архитектор: размышление о византийских эпиграммах
Автор email alessandra.avagliano@beniculturali.it
Сведения об авторе Авальяно Алессандра. Сотрудник Национальной галереи Древнего искусства в Палаццо Корсини, Рим / Аспирант университета Туша-Витербо
В рубрике Восточнохристианское искусство
Год 2013 Номер сборника 3 Страницы 106111
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2 Индекс ББК 85.03
Аннотация

С раннего времени в Византии получили распространение длинные посвятительные надписи, вырезанные на фасадах или в интерьерах зданий. Эти тексты были тесно связаны с назначением самых зданий, будучи частью их декорации. Необходимо проанализировать эти эпиграммы, их связи с византийской архитектурой и тем обществом, в котором они создавались. Сравнительный анализ текстов, архитектуры и культурной среды может дать новый стимул для размышления. 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Авальяно А. Поэт и архитектор: размышление о византийских эпиграммах // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2013. С. 106–111. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Agosti G. Epigrammi lunghi nella produzione epigrafi ca tardoantica // Epigramma longum. Da Marziale alla tarda Antichità: Atti del Convegno internazionale II (Cassino, 29‒31 maggio 2006) / a cura di M. Morelli. ‒ Cassino, 2008. ‒ P. 663‒692.
  • Bardill J. Th e Church of Sts. Sergius and Bacchus in Constantinople and Monophysite Refugees // Dumbarton Oaks Papers. ‒ 2000. ‒ Vol. 54. ‒ P. 1‒11.
  • Bardill J. Église Saint-Polyeucte à Constantinople: nouvelle solution pour l’énigme de sa reconstitution // Architecture Paléochrétienne / textes réunis par J.-M. Spieser. ‒ Gollion, 2011. ‒ P. 77‒103, 155‒158.
  • Belting H., Mango C., Mouriki D. Th e Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos (Fethiye Camii) at Istanbul. ‒ Washington, 1978.
  • Vita Michaelis Syncelli (BHG 1296) / ed. and transl. M.B. Cunningham. ‒ Belfast, 1991 ‒ (Belfast Byzantine Texts and Translations).
  • Browning R. L’Alfabetizzazione nel mondo bizantino // Cavallo G. Libri e lettori nel mondo bizantino: guida storico e critica. ‒ Bari, 1982. ‒ P. 3‒20.
  • Cavallo G. Leggere e scrivere. Tracce e divaricazioni di un percorso dal tardoantico al medioevo greco e latino // Scrivere e leggere nell’Alto Medioevo (Spoleto, 28 aprile ‒ 4 maggio 2011) ‒ Vol. II. ‒ Spoleto, 2012. ‒ P. 1‒38.
  • Conca F., Marzi M., Zanetto G. Antologia Palatina (libri I‒VII). ‒ Vol. I. ‒ Torino, 2005. ‒ P. 8‒10.
  • Connor C.L. Th e epigram in the church of Hagios Polyeuktos in Constantinople and its Byzantine response // Byzantion. ‒ 1999. ‒ T. 69. ‒ P. 479‒527.
  • Constantinus Porphyrogenitus. De Ceremoniis aulae Byzantinae / ed. A. Vogt. ‒ Paris, 1935‒1939.
  • Croke B. Justinian, Th eodora and the Church of Saints Sergius and Bacchus // Dumbarton Oaks Papers. ‒ 2006. ‒ Vol. 60. ‒ P. 25‒63.
  • De Gregorio G. Teodoro Prodromo e la spada di Alessio Contostefano (Carm. Hist. LII Hörandner) // Nea Rome. ‒ 2010. ‒ Vol. 7: Ἔξεμπλον. Studi in onore di Irmgard Hutter, II. ‒ P. 191‒295.
  • Harrison R. A Temple for Byzantium. Th e discovery and excavation of Anicia Juliana’s palace church in Istanbul. ‒ London, 1989.
  • Hörandner W. Th eodoros Prodromos, historische Gedichte. ‒ Wien, 1974 ‒ (Wiener Byzantinistische Studien).
  • Hörandner W. Byzantinische Epigramme in inschrift licher Überlieferung // L’épistolographie et la poésie épigrammatique: projets actuels et questions de méthodologie: Actes de la 16e Table ronde, organisée par W. Hörandner et M. Grünbart dans le cadre du XXe Congrès international des Études byzantines (Collège de France – Sorbonne, Paris, 19‒25 Août 2001). ‒ Paris, 2003 ‒ P. 153‒160.
  • James L. “And Shall Th ese Mute Stones Speaks?” Text as Art // Art and Text in Byzantine Culture / ed. L. James. ‒ Cambridge, 2007. ‒ P. 188‒206.
  • Lauxtermann M. Byzantine Poetry from Pisides to Geometres. Texts and Contexts. ‒ Vol. 1. ‒ Wien, 2003.
  • Mango C. La civiltà bizantina. ‒ Roma; Bari, 1991.
  • Mango C., Hawkins J.W. Th e Monastery of Lips. Additional Notes // Dumbarton Oaks Papers. ‒ 1964. ‒ Vol. 18. ‒ P. 299‒315.
  • Martini E. Manuelis Philae Carmina Inedita. ‒ Naples, 1900.
  • Miller E. Manuelis Philae Carmina: [Vol. 1, 2]. ‒ Paris, 1855‒57.
  • Megaw A.H.S. Notes on Recent Work of the Byzantine Institute in Istanbul // Dumbarton Oaks Papers. ‒ 1963. ‒ Vol. 17. ‒ P. 333‒371.
  • Mercati S. G. Epigraphica, II: Sulla tradizione manoscritta dell’iscrizione del fregio dei santi Sergio e Bacco di Costantinopoli // Atti della Pontifi cia Accademia Romana di Archeologia. ‒ 1925. ‒ Ser. 3. ‒ Rendiconti, 3. ‒ P. 197‒205.
  • Ousterhout R. Contextualizing the Later Churches of Constantinople: Suggested Methodologies and a Few Examples // Dumbarton Oaks Papers. ‒ 2000. ‒ Vol. 54. ‒ P. 241‒250.
  • Panagopoulos S. P. Verse inscriptions on Byzantine Religious Artifacts: Th e Case of Manuel Philes // XIV International Congress of Greek and Latin Epigraphy (Berlin, 27‒31 August 2012) // URL: http://www.academia.edu/2042469/Verse_inscriptions_on_Byzantine_religious_artifacts_The_case_of_Manuel_Philes (accessed on 30.07.2013).
  • Papalexandrou A. Th e Church of the Virgin of Skripou: Architecture, Sculpture and Inscriptions in Ninth-Century Byzantium. ‒ Ann Arbor, 2000.
  • Pontani F. M. Antologia Palatina. ‒ Vol. 1. ‒ Torino, 1978.
  • Prieto-Domínguez O. On the Founder of the Skripou Church: Literary Trends in the Milieau of Photius // Greek, Roman, and Byzantine Studies. ‒ 2013. ‒ Vol. 53. ‒ P. 166–191.
  • Rhoby A. Byzantinische Epigramme auf Fresken und Mosaiken. ‒ Wien, 2009.
  • Rhoby A. Th e Structure of Inscriptional Dedicatory Epigrams in Byzantium // La poesia tardoantica e medievale: IV Convegno internazionale di studi (Perugia, 15‒17 novembre 2007) / a cura di C. Burini de Lorenzi, M. De Gaetano. ‒ Alessandria, 2010. ‒ P. 309‒332.
  • Rhoby A. Th e Meaning of Inscriptions for the Early and Middle Byzantine Culture. Remarks on the Interaction of Word, Image and Beholder // Scrivere e leggere nell’Alto Medioevo (Spoleto 28 aprile ‒ 4 maggio 2011). ‒ Vol. 2. ‒ Spoleto, 2012. ‒ P. 731‒753.
  • Spingou F. Revisiting Lips Monastery. Th e inscription at the Th eotokos Church Once Again // Th e Byzantinist. ‒ 2012. ‒ Vol. 2. ‒ P. 16‒19.
  • Talbot A. M. Metrical Inscriptions on Art and Architecture of the Palaiologan Era // Dumbarton Oaks Papers. ‒ 1999. ‒ Vol. 53. ‒ P. 75‒90.
  • Παπαζώτος Θ. Η Βέϱοια καί οι ναοί της. 11ος-18ος αι. ‒ Αθήνα, 1994. ‒ Σ. 104‒106.
  • Volpe Cacciatore P. L’epigramma come testo letterario d’uso strumentale // XVI. Internationaler Byzantinistenkongress (Wien, 4‒9 Oktober, 1981). ‒ Bd. II/3. ‒ Wien, 1982. ‒ S. 11‒19.
  • Waltz P. Anthologie Grecque, Première Partie: Anthologie palatine. ‒ T. I (Livres I‒IV). ‒ Paris, 1960.
  • Whitby M. Th e St. Polyeuktos Epigram (AP 1.10): a literary Perspective // Greek Literature in Late Antiquity. Dynamism, Didacticism, Classicism / ed. by S.F. Johnson. ‒ Aldershot, 2006. ‒ P. 159‒187.