Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-4-35
Заголовок Иконография мифологических персонажей «Божественной комедии» Данте в манускриптах XIV–XV веков. Возможная роль и истоки
Автор email admiroshnik@edu.hse.ru
Сведения об авторе Мирошник, Алина Дмитриевна — бакалавр, студент. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Старая Басманная, 21/4с1, Москва, Российская Федерация, 105066; admiroshnik@edu.hse.ru; ORCID: 0009-0004-9133-8177 Пожидаева, Анна Владимировна — кандидат искусствоведения, доцент. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Старая Басманная, 21/4с1, Москва, Российская Федерация, 105066; apozhidaeva@hse.ru; SPIN-код: 3683-0443; ORCID: 0000-0002-0247-933X
В рубрике Западноевропейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa2313-4-35
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 441456
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.5...4 Индекс ББК 85.14
Аннотация

История иллюстрирования «Божественной комедии» Данте в XIV–XV вв. редко привлекает внимание исследователей. Тем не менее, внимательный анализ манускриптов позволил бы понять, как иллюстрировался текст, полный средств художественной выразительности и цитирований античных источников, многие из которых были не так хорошо известны авторам иконографической программы. Данное исследование посвящено вопросу визуализации избранных мифологических персонажей на основе шести рукописей, четыре из которых проиллюстрированы полностью (Egerton MS. 943, 1-я пол. XV в. (ок. 1320–1350 гг.), Британская библиотека, Лондон; MS. M. 676, 1345–1355 гг., Библиотека Моргана, Нью-Йорк; Yates Thompson MS. 36, 1444-ок. 1450 гг., Британская библиотека, Лондон; Urb. Lat. 365, ок. 1480 г., Ватиканская библиотека, Ватикан); а две — частично (Cod. Ital. 1, ок. 1333–1350 гг., Университетская библиотека, Будапешт; Chantilly 0597, ок. 1330–1340 гг., Музей Конде, Шантийи).

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Мирошник А. Д.; Пожидаева А. В. Иконография мифологических персонажей «Божественной комедии» Данте в манускриптах XIV–XV веков. Возможная роль и истоки // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 441–456. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-4-35
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Художественная литература / Пер. с лат. С. А. Ошерова. — М.: Художественная литература, 1979. — 462 с.
  • 2. Данте Алигьери. Божественная комедия / Пер. с ит. М. Лозинского; с прим. И. Н. Голенищева-Кутузова. — М.: Наука, 1967. — 665 с.
  • 3. Овидий. Метаморфозы / Пер. с лат. С. Шервинского. — М.: Библиотека научной литературы, 1977. — 432 с.
  • 4. Пожидаева А. В. Образ Гериона в иллюстрациях к «Божественной комедии» XIV–XV вв.: истоки и трансформации // Конференция с международным участием «Девятые Даниловские чтения. Античность – Средневековье – Ренессанс. Памятники в контексте эпохи. К столетию И. Е. Даниловой». — М.: Новое литературное обозрение, 2022. – (в печати).
  • 5. Austin H. D. Three Dante Notes // Italica. — 1936. — Vol. 13. — No. 1. — P. 1–5.
  • 6. Barolini T. Minos’s Tail: The Labor of Devising Hell (Inferno 5.1-24) // Romanic Review. — 1996. — Vol. 87. — No. 4. — P. 437–454.
  • 7. Boespflug F. Le dogme trinitaire et l’essor de son iconographie en Occident de l’époque carolingienne au IVe Concile du Latran // Cahiers de civilisation médiévale. — 1994. — No. 147. — P. 181–240.
  • 8. Brieger P. H., Meiss M., Singleton Ch. S. Illuminated Manuscripts of the Divine Comedy. — Princeton: Princeton University Press, 1969. — 350 p.
  • 9. Botterill S. The Form of Dante’s Minotaur // Forum Italicum: A Journal of Italian Studies. — 1988. — Vol. 22. — Iss. 1. –— P. 60–62.
  • 10. Cherchi P. Charon // The Dante Encyclopedia / Ed. R. Lansing. — London: Routledge, 2010. — P. 160.
  • 11. Cornish A. Furies // The Dante Encyclopedia / Ed. R. Lansing. — London: Routledge, 2010. — P. 429.
  • 12. Delcorno K. Dante e l’exemplum medievale // Lettere Italiane. — 1983. — Vol. 35. — No. 1. — P. 3–28.
  • 13. Diskin C. The Metamorphosis of Ovid in Dante’s Divine Comedy // A Handbook to the Reception of Ovid / Eds. Jh. F. Miller, C. E. Newlands. — New Jersey: John Wiley & Sons, Inc, 2014. — P. 174–186.
  • 14. Eisner M. The Materiality of the Text and Manuscript Culture // The Oxford Handbook of Dante / Eds. M. Gragnolati, E. Lombardi, F. Southerden. — Oxford: Oxford University Press, 2021. — P. 1–15.
  • 15. Forte A. La Rappresentazione del Minotauro Dantesco nei Manuscritti Trecenteschi della Commedia tra Commento Scritto e Commento Figurato // L’Alighieri Rassegna Dantesca / Eds. L. Lombardo, N. Maldina, A. Pegoretti, F. Zanini. — Ravenna: Angelo Longo Editore, 2015. — P. 37–58.
  • 16. Fugelso K. Engaging the Viewer: Reading Structures and Narrative Strategies in Illuminated Manuscripts of the Divine Comedy: Ph. D. Dissertation. — New York: Columbia University, 1999. — 519 p.
  • 17. Gillerman D. H. Trecento Illustrators of the “Divine Comedy” // Dante Studies, with the Annual Report of the Dante Society. — 2000. — No. 118. — P. 129–165.
  • 18. Hollander R. Dante’s Use of Aeneid in Inferno I and II // Comparative Literature. – 1968. — Vol. 20. — No. 2. — P. 142–156.
  • 19. Leclerq J. De la Terre-Mère à la luxure // Cahiers de civilisation médiévale. — 1975. — No. 69. — P. 37–43.
  • 20. Mansfield M. N. Dante and the Gorgon within // Italica. — 1970. — Vol. 47. — No. 2. — P. 143–160.
  • 21. Owen R. Dante’s Reception by 14th and 15th century Illustrators of the Commedia // Reading Medieval Studies. — 2001. — Iss. XXVII. — P. 163–225.
  • 22. Porcari C. Minotaurs & Geryons: The Symbolic Monsters of Violence and Fraud in the Sources // Dante’s Lines of and in Their Literary or Visual Comments: Lecture Paper. — Calgary: University of Calgary. 2018. — P. 4–23.
  • 23. Robertson M. Geryoneis: Stesichorus and the Vase-Painters // The Classical Quaterly. — 1969. — Vol. 19. — No. 2. — P. 207–221.
  • 24. Seznec J. The Survival of the Pagan Gods: The Mythological Tradition and Its Place in Renaissance Humanism and Art. — New York: Harper Torchbooks, 1961. — 405 p.
  • 25. Terzoli M. A. Visibile Parlare: ecfrasi e scrittura nella “Commedia” // Dante und die bildenden Künste / Eds. M. A. Terzoli, S. Schütze. — Berlin: De Gruyter, 2016. — P. 23–48.
  • 26. Volkmann L. Iconografia Dantesca: the Pictorial Representations to Dante’s Divine Comedy / Trans. in English by Ch. Sarolea. — London: Grevel, 1899. — 228 p.
  • 27. Williams E. Speak of the Devil: a Brief Look at the History and Origins of Iconography of the Devil from Antiquity to Renaissance. — Carson: California State University Dominquez Hills, 2004. — 100 p.