Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-6-47
Заголовок Аллегорическая программа убранства парадных интерьеров в Большом доме усадьбы Кусково. Опыт интерпретации
Автор email anast.mastyukova@yandex.ru
Сведения об авторе Кочеткова, Анастасия Дмитриевна — соискатель ученой степени, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; anast.mastyukova@yandex.ru; SPIN-код: 2783-0878; ORCID: 0000-0002-7178-1188
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX веков DOI10.18688/aa2313-6-47
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 591602
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.747 Индекс ББК 85.128
Аннотация

Статья посвящена интерпретации и анализу символического подтекста в парадных интерьерах Большого дома усадьбы Кусково — уникального памятника раннего классицизма, сохранившего свое первозданное убранство до настоящего времени. Объектом исследования выступает предметно-пространственная среда интерьеров, включающая в себя архитектурную отделку, произведения скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. Особое внимание уделяется архитектурной мебели, которая ранее специально не рассматривалась в русле идейно-образного единства классицистических интерьеров.

В иносказательный контекст убранства Большого дома вводятся вакхическая и анакреонтическая эмблематика, а также атрибуты наук и искусств. Важную роль в этой системе играет линия подражания природе, получившая дальнейшее развитие уже в эпоху зрелого классицизма. Однако наиболее ярким элементом в образном строе интерьеров выступает традиционная для русского художественного обихода XVIII столетия панегирическая тенденция, направленная на прославление императорской власти и представителей рода Шереметевых.

При выявлении структуры построения аллегорической программы привлекаются работы французских зодчих и декораторов, оказывавшие существенное влияние на отечественную практику формирования интерьерного ансамбля. Такая постановка проблемы позволяет сделать некоторые наблюдения о соотношении западноевропейской теории и национальной традиции в сфере интерьерного проектирования, а также роли архитектурных трактатов в тесной связи с фигурой заказчика и понятием образца в России XVIII в.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Кочеткова А. Д. Аллегорическая программа убранства парадных интерьеров в Большом доме усадьбы Кусково. Опыт интерпретации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 591–602. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-6-47
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Акимов А. Ф. Кусково. — М.: Изд-во Акад. Архитектуры СССР, 1946. — 95 с.
  • 2. Байбурова Р. М. Архитектурно-художественная организация пространства в жилом доме московской усадьбы второй половины XVIII века: дис… к. иск. — М., 1984. — 256 с.
  • 3. Быкова Ю. И. Частный заказ в русском искусстве XVIII — начала XIX века и князья Куракины. — М.: БуксМАрт, 2016. — 360 с.
  • 4. Глозман И. М. Кусково. — М.: Искусство, 1966. — 108 с.
  • 5. Дедюхина В. С. Кусково как историко-культурный комплекс XVIII века: дис… к. и. н. — М., 1982. — 204 с.
  • 6. Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. — 296 с.
  • 7. Евангулова О. С. Русская усадьба и тема памяти // Художественная культура русской усадьбы: Сб. статей / Ред.-сост. И. В. Рязанцев. — М.: НИИ Российской академии художеств, 1995. — C. 7–21.
  • 8. Ефремова И. К. Мебель московских мастерских эпохи классицизма. Основные особенности: дис… к. иск. — М., 1998. — 244 с.
  • 9. Журавская Э. Д., Преснова Н. Г. Екатерина II и подмосковные усадьбы // Екатерина Великая и Москва: каталог выставки. — М.: ГТГ, 1997. — С. 157–176.
  • 10. Карев А. А. Классицизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003. — 319 с.
  • 11. Карев А. А. На границах русского портрета XVIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2020. — С. 220–229.
  • 12. Кириченко Е. И. Запечатленная история России. Монументы XVIII — начала XX в. Кн. 1. Архитектурный памятник. — М.: Жираф, 2001. — 352 с.
  • 13. Кусково / Науч. ред. Л. В. Сягаева. — М.: Тритона, 2016. — 295 с.
  • 14. Никифорова Л. В. Дворец в истории русской художественной культуры: дис… д. культ. — СПб., 2006. — 485 с.
  • 15. Николаев Е. В. Классическая Москва. — М.: Стройиздат, 1975. — 262 с.
  • 16. Опись библиотеки, находившейся в Москве, на Воздвиженке, в доме графа Дмитрия Николаевича Шереметева до 1812 г. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1883. — 615 с.
  • 17. Перфильева Л. А. Архитектурные увражи Ж.-Ф. Неффоржа и практика усадебного строительства в России второй половины XVIII в. // Сборник Общества изучения русской усадьбы. — Вып. 4 (20). — 1998. — С. 270–302.
  • 18. Пронина И. А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы XVIII – первой половины XIX века. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 312 с.
  • 19. Пронина И. А. Терем. Дворец. Усадьба: Эволюция ансамбля интерьера в России в конце XVII – первой половины XIX в. — М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1996. — 181 с.
  • 20. Россия – Франция. Век Просвещения: русско-французские культурные связи в 18 столетии // М-во культуры СССР, Гос. Эрмитаж. — Л., 1987. — 301 с.
  • 21. Сиповская Н. В. Фарфор в России XVIII века. — М.: Пинакотека, 2008. — 389 с.
  • 22. Турчин В. С. Цветы: знаки любомудрия и чувств // XVIII век: Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века: Сб. статей / Ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. — М.: Пинакотека, 2000. — С. 102–110.
  • 23. Тыдман Л. В. Изба. Дом. Дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е гг. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 332 с.
  • 24. Ухналев А. Е. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге. Век восемнадцатый. — СПб.: Левша, 2002. — 236 с.
  • 25. Blondel J.-F. De la distribution des maisons de plaisance et de la décoration des édifices en general. Vol. 2. — Paris: Ch.-A. Jombert, 1738. — 180 p.
  • 26. Boffrand G. Livre d’architecture: contenant les principes généraux de cet art, et les plans, elevations et profils de quelques-uns des batimens faits en France et dans les Pays Etrangers. — Paris: Chez Guillaume Cavelier, 1745. — 384 p.
  • 27. Boucher J.-F. Livre de meubles: Recueil d’estampes. Vol. 1. — Paris: Chez Le Pere et Avaulez, 1777. — 246 pl.
  • 28. Delafosse J.-C. Nouvelle iconologie historique, ou Attributs hiéroglyphiques qui ont pour objets les quatre éléments, les quatre saisons, les quatre parties du monde et les différentes complexions de l’homme. — Paris: Chez l’Auteur, 1768. — 108 pl.
  • 29. [Mosser M., Rabreau D.] Charles de Wailly (1730–1798), peintre architecte dans l’Europe des Lumières. Catalogue de l’exposition, Caisse Nationale des Monuments Historiques et des Sites. — Paris: CNMHS, 1979. — 128 p.
  • 30. Neufforge J.-F. Recueil Élémentaire d’Architecture. T. 1. — Paris: Chez l’Auteur, 1757. —72 pl.
  • 31. Neufforge J.-F. Recueil Élémentaire d’Architecture. T. 4. — Paris: Chez l’Auteur, 1761. —72 pl.
  • 32. Thornton P. Authentic Decor: The Domestic Interior, 1620–1920. — London: Seven Dials, 2000. — 408 p.
  • 33. Whitehead J. The French Interior in the Eighteenth Century. — London: Laurence King Publishers, 1992. — 256 p.