Заголовок Карта «Смерть» из колоды тарокки Пирпонт Морган-Бергамо и макабрические сюжеты в искусстве Италии XIV–XV вв.
Автор email dahut_belyanka@mail.ru
Сведения об авторе Белова Ольга Дмитриевна. Выпускница кафедры всеобщей истории искусства отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Старший научный сотрудник Отдела редкой книги ВМДПНИ.
В рубрике Восток и Запад, от античности до современности
Год 2011 Номер сборника 1 Страницы 298306
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.046.3 Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

Изображение Смерти на рассматриваемой карте тарокки не соответствует в точности ни одной из известных макабрических иконографий, получивших большое распространение в это время. Проведенный анализ показал, что наибольшую близость к изображению на данной карте демонстрируют живописные «Триумфы Смерти», хотя не стоит полностью отрицать и связи с другими макабрическими иконографиями. 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Белова О. Д. Карта «Смерть» из колоды тарокки Пирпонт Морган-Бергамо и макабрические сюжеты в искусстве Италии XIV–XV вв. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 1. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2011. С. 298–306. ISSN 2312-2129.
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • • Ariès Ph. Geschichte des Todes (L’homme devant la mort). A. o., P. 56.
  • • Ariès Ph. L’uomo e la morte dal Medioevo a oggi. Roma, 1980, P. 53.
  • • Ariès Ph. Storia della morte in Occidente. Milano, 1997. P. 48, 49.
  • • Ariès Ph. The Hour of Death. New York, 1981. P. 76.
  • • Bellosi L. Buffalmacco e il Trionfo della Morte. Torino, 1974. P. 24.
  • • Binsky P. Medieval Death. New York, 1996. P. 134–136.
  • • Bode G. H. (ed.) Scriptores rerum mythicarum latini tres Romae nuper reperti. 2 vols. Celle, 1834. P. 154.
  • • Briesemeister D. Bilder des Todes. Unterschneidheim, 1970. P. 4–9.
  • • BrionGuerry L. Le thème du Triomphe de la Mort dans la peinture italienne. Paris, 1950. P. 77–105.
  • • Clark J. M. The Dance of Death, in the Middle Ages and the Renaissance. Glasgow, 1950. P. 105.
  • • Cohen K. Metamorphosis of the Death Symbol: The Transi Tomb in the Late Middle Ages and the Renaissance. London, 1973. P. 10.
  • • Cosacchi St. Makabertanz. Meisenheim, 1965, P. 540–571.
  • • Cristiani M. L. T. Maestri e maestranze nel trionfo della morte di Pisa // Critica D’Arte. 1991. № 7. P. 38–47.
  • • Crowe J. A., Cavalcaselle G. B. A History of Painting in North Italy. Vol. II. London, 1912. P. 253.
  • • Dummett M. The Visconti-Sforza Cards. New York, 1986. P. 2–10.
  • • Durand G. Monographie de l’église Notre-Dame, Cathédrale d’Amiens. 2 vols. Paris, 1901–1903. Pl. XXXVIII.
  • • Egidio P., Giovannoni O., Hermanin F. I Monasteri di Subiaco. Rome, 1904. P. 407–445.
  • • Eisenbichler K., Amilcare A. I. Petrarch‘s Triumphs. Allegory and Spectacle. Toronto, 1990 [University of Toronto Italian Studies. Vol. 4]. P. 52.
  • • Frugoni S. C. Il tema dell’incontro dei tre vivi e dei tre morti nella tradizione medievale Italiana // Atti della Accademia dei Lincei. Memorie. Classe di scienze morali, storiche e filologiche. Ser. 371/8. 1967. Vol. 13. P. 145–251.
  • • Giudici D. Il trionfo della morte e la danza macabra: grandi affreschi dipinti in Clusone nel 1485. Roma, 1903. P. 12–44.
  • • Glixelli S. Les cinq poèmes des trois morts et des trois vifs. Paris, 1914. P. 3–14.
  • • Hind A. M. Early Italian Engravings. A Critical Catalogue with Complete Reproduction of All the Prints. Vol. II. London, 1938. P. 10
  • • Huizinga J. Herbst des Mittelalters. Stuttgart, 1969. S. 190. Нессельштраус Ц. Г. «Пляски смерти» в Западноевропейском искусстве XV в. как тема рубежа Средневековья и Возрождения // Культура Возрождения и средние века. М., 1993. С. 141–148.
  • • Invernizzi G., Casa della N. Immagini della danza macabra nella cultura
  • • Janson H. The Putto with the Death’s Head // The Art Bulletin. 1937. Vol. 19. P. 423–449ю
  • • Kaplan S. R. The Encyclopedia of Tarot. New York, 1979–1986. Vol. 1. Vol. 2.
  • • Kozaky I. Geschichte der Totentaenze. Budapest, 1936–1944. P. 6–10. Stammler W. Der Totentanz, Entstehung und Bedeutung. München, 1948. S. 12.
  • • Kunstle K. Die Legende von den drei Lеbenden und den drei Toten. Freiburg im Breisgau, 1908. P. 54–63.
  • • Kurtz L. P. The Dance of Death and the Macabre Spirit in European Literature. New York, 1934. P. 7–12.
  • • Le Goff J. La civilization de l’Occident mediéval. Paris, 1965. P. 24.
  • • Mâle E. L’art religieux de la fin du moyen âge en France. Paris, 1969. P. 347.
  • • Moakley G. The Tarot Cards Painted by Bonifacio Bembo for the Visconti-Sforza Family. New York, 1966.
  • • O’Neil R. Tarot Symbolism. Lima, 1986. P. 34
  • • occidentale. Dal Medioevo al Novecento. Como, 1995. P. 23–27.
  • • Ortner A. Petrarcas “Trionfi” in Malerei, Dichtung und Festkultur: Untersuchung zur Entstehung und Verbreitung eines florentinischen Bildmotivs auf cassoni und deschi da parto des 15. Jahrhunderts. Berlin, 1998. S. 137.
  • • Petrarca F. The Triumphs of Petrarch. Chicago, 1962. P. 80.
  • • Rosenfeld H. Der mittelalterliche Totentanz: Entstehung und Entwicklung Bedeutung. KÃln, 1968. S. 90–150.
  • • Salvini R. Un cielo di affreschi trecenteschi a Bolzano // Rivista dei R. Istituto di Archeologia e Storia dell’Arte. 1941. Vol. 8. P. 228–255.
  • • Schubring P. Cassoni. Truhen und Truhenbilder der Italienischen Fruehrenaissance. Ein Beitrag zur Profanmalerei im Quattrocento. Leipzig, 1923. Pl. 266–267.
  • • Supino J. B. II Trionfo della Morte e il Giudizio Universale nel Camposanto di Pisa // Archivio slorico dell’arte. 1894. P. 91–140.
  • • Supino J. B. Il Camposanto di Pisa. Firenze, 1896. Р. 45–105.
  • • Swarzenski G. Die Regensburger Buchmalerei des X und XI Jahrhunderts. Leipzig, 1901. Taf. XLI.
  • • Tarocco Cards // Burlington Magazine. Vol. 3. London, 1903. P. 237–51
  • • Tenenti A. Il senso della morte e l’amore della vita nel Rinascimento. Torino, 1957. P. 430.
  • • Thode H. Der Meister vom “Triumphe des Todes” in Pisa // Repertorium fur Kunstwissenschaft. 1888. Bd XI. S. 13–20.
  • • Vallardi G. Trionfo e Danza della Morte, o Danza Macabra a Clusone. Dogma della Morte a Pisogne, nella provincia di Bergamo, con osservazioni storiche ed artistiche. Milano, 1859. P. 6–10.
  • • Van Marle R. Iconographie de l’art profan au Moyen-Age et Renaissance. Le Haye, 1931–32. Vol. II. P. 383–385.
  • • Venturi A. Storia dell’arte italiana. Vol. VII,3. Milano, 1914. Pl. 151–156.
  • • Vigo P. Le Danze macabre in Italia. Bergamo, 1901. P. 50.
  • • Viollet-le-Duc E. Dictionnaire raisonné d’architecture française du XI au XIV siècle. Vol. VIII. Paris, 1866. P. 158.
  • • Vitry P. La Cathédrale de Reims: Architecture et sculpture. 2 vols. Paris, 1919. Pl. XXVI.
  • • Voelser I. The Theme of Death in Italian Art: The Triumph of Death. Monreal, 2001. P. 48–56.
  • • Weber F. P. Aspects of Death in Art. London, 1910. P. 7.
  • • Weisbach W. Trionfi. Berlin, 1919. P. 25.
  • • Wentzlaff-Eggebert F.-W. Der triumphierende und der besiegte Tod in der Wort- und Bildkunst des Barock. Berlin, 1975. S. 5–8.
  • • Williams B. A Renaissance Tarot. Stamford, 1994.
  • • Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. С. 138–139.
  • • Голованова О. И. Тема триумфа в искусстве Итальянского возрождения (XV–XVI вв.). Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. М., 1992. C. 113–152.
  • • Иоффе И. И. Мистерия и Опера (Немецкое искусство XVI-XVIII вв.). Л., 1937. С. 68.
  • • Панофский Э. Старик Хронос // Этюды по Иконологии. СПб., 2009.
  • • Синюков В. Д. Тема «Триумфа смерти». К вопросу о соотношении символа и аллегории в искусстве позднего европейского средневековья и итальянского треченто // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., 1997. С. 30–41.