Title | Повторное использование красного императорского порфира на Западе в послеантичное время | ||||||||
Author | Ликордари Ф. | francescalic@fastwebnet.it | |||||||
About author | Ликордари, Франческа — сотрудник. Аспирантура по археологии, Управление археологии, изобразительного искусства и ландшафта столичного района Рима и провинции Риети, Виа Каваллети 2, 00186 Рим, Италия. francescalic@fastwebnet.it ORCID: 0000-0003-3832-0555 | ||||||||
In the section | Византийское и восточнохристианское искусство | DOI | 10.18688/aa2212-01-01 | ||||||
Year | 2022 | Volume | 12 | Pages | 16–26 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.023:691.2; 7.023.1-032.5 | Index BBK | 85.125.7; 85.03(4)4 | ||||
Abstract |
Красный императорский порфир — редкий и высоко ценимый в древности камень. Идеология имперской власти символически выражалась в пурпуре, поэтому порфир, из-за очевидного цветового сходства, оказался тесно связан с концепцией царской власти. Эта традиция перешла в Византию, непосредственно продолжившую Римскую империю. Она была востребована и в более позднее время, когда хотели подчеркнуть святость власти (например, в Церкви, в эпохи Каролингов, Оттонов, норманнских королей Сицилии, в Священной Римской империи, в Османской империи). На протяжении всего Средневековья сложность обработки порфира, особо твёрдой породы, приводила к тому, что почти все spolia были фрагментарными: это касается бассейнов, вторично используемых в качестве гробниц или вставленных в алтари, колонн, деталей напольных украшений (rotae porphyreticae, полы в стиле Космати) и так далее.Только в эпоху Возрождения техника обработки порфира была открыта заново. Во Флоренции этот материал был очень популярен среди художников двора Медичи. Вскоре его использование распространилось при французском дворе и приобрело большой успех среди европейской знати.Последняя попытка возродить древний порфир была предпринята между 1850-ми и 1950-ми гг., но потерпела неудачу из-за невозможности добычи блоков достаточно высокого качества и большого размера. Кроме того, новые европейские порфиры теперь доступны по более конкурентоспособным ценам, и поэтому в последнее время этот древний материал используется редко, таким образом, приобретая все больший престиж. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Ликордари Ф. Повторное использование красного императорского порфира на Западе в послеантичное время // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 16–26. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-01-01 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | english | |||||||
Bibliography |
|