Актуальные проблемы теории и истории искусства

В западном некрополе писидийского города Термесс находится т. н. «гробница Алкета», включающая в себя целый ряд элементов, высечен­ных из скалы: клине с условным рельефным «балдахином», остотеку, емкости и ниши для жертвоприношений, большой рельеф всадника и пе­шего воина, а также несколько других изображений (например, орла со змеей). Гробницу принято связывать с именем Алкета, брата Пердикки. Нет эпиграфических или археологических данных (в Термессе раскопки еще не проводились), подтверждающих данную атрибуцию, — ее исто­ком является сообщение Диодора Сицилийского о судьбе Алкета в войнах диадохов. Он искал убежища у своих писидийских союзников, заручился поддержкой молодых воинов, однако был выдан Антигону старейшинами города. Алкет совершил самоубийство, а молодежь Термесса «устроила в его честь великолепные похороны» (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. 18.47). Стилистические и иконографические особенности сближают памятник с искусством греко-македонского круга. Предполо­жение о принадлежности гробницы Алкету тоже кажется правомерным.
Необходимо, однако, подробнее рассмотреть этот сложный, малоис­следованный памятник, найти его ближайшие аналоги. Он является ин­тересным примером захоронения македонского деятеля высокого ранга на территории Малой Азии, поэтому тщательный анализ сможет пролить свет на некоторые культурные явления эпохи раннего эллинизма.

 PDF