Актуальные проблемы теории и истории искусства

Интерес современных исследователей к истории античных образов в мировом кинематографе значителен, что доказывает, например, энциклопедическое справочное издание Э. Дюмона “L’Antiquite au Cinema. Verites, legendes et manipulations” (Paris, Lausanne, 2009). Предшественники швейцарского ученого занимались разработкой локальных тем (“Julius Caesar in Western Culture” (2006), “Spartacus. Film and History” (2007), “Ancient Rome at the Cinema” (2009)), в объемной работе Дюмона всесторонне рассмотрена античная тема в истории мирового кинематографа. Один из основных разделов посвящен истории Древнего Рима и ее героям.
Нам представляется уместным в рамках доклада вспомнить о художественных фильмах, снятых в Голливуде в разные годы и посвященных различным древнеримским персоналиям. Среди них Юлий Цезарь, Марк Антоний, Клеопатра, Октавиан Август, Спартак и многие другие. Основная причина, по которой американские кинематографисты уделяли столь пристальное внимание именно этому срезу истории античности, на наш взгляд, кроется в общности имперских политических настроений. Кроме того, драматические события истории Древнего Рима и сильные, многогранные характеры исторических персонажей привлекали как сценаристов, так и актеров. Режиссеры в процессе съемок подобных проектов зачастую испытывали сложности, связанные с финансированием и графиком съемок. Это можно сказать и о фильме Стэнли Кубрика «Спартак» (1960), и о «Клеопатре» (1963) Джозефа Л. Манкевича.
Еще один предполагаемый аспект данной темы: история раннего христианства в американском кинематографе. Религиозная тематика представляет особую сложность для интерпретаций, поскольку фильмы, в которых она присутствует, зачастую вызывает недовольство церкви, как это было, например, с фильмом Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» (1988). Тем не менее, режиссерам разных поколений, начиная с Д.У. Гриффита («Нетерпимость» (1916)), удавалось справиться с нелегкой задачей: показать на экране одну из величайших фигур в религиозной мировой истории.
Современное массовое сознание может выявить много общего между Древним Римом и Голливудом, прежде всего — создание собственного пантеона богов и героев.

The interest of researchers in the history of ancient images in world cinema, which shows, for example, an encyclopedic reference book H.Dumont, "L'Antiquite au Cinema. Verites, legendes et manipulations" (Paris, Lausanne, 2009). Predecessors of Swiss scientist developed local topics ("Julius Caesar in Western Culture" (2006), "Spartacus. Film and History" (2007), "Ancient Rome at the Cinema" (2009)), Dumont’s work fully addressed antique theme in the history of world cinema. One of the main sections devoted to the history of ancient Rome and its heroes.
To us it seems appropriate in the context of the report of the feature films made in Hollywood over the years and on various Roman personalities. Among them, Julius Caesar, Mark Antony, Cleopatra, Caesar Augustus, Spartacus and many others. The main reason that American filmmakers have paid so much attention to the shear history of antiquity, in our view, lies in the commonality of the Imperial political sentiment. In addition, the dramatic events of the history of ancient Rome and a strong, multifaceted characters attracted both screenwriters and actors. Directors in the process of filming such projects often experienced difficulties related to the financing and timetable for the filming. This can be said about the movie Stanley Kubrick's "Spartacus" (1960) and "Cleopatra" (1963) by Joseph L. Mankiewicz. One alleged aspect of the topic: the history of early Christianity in American cinema. A particularly difficult religious themes for interpretation, since the films in which it appears, often causes discontent with the Church, as was the case, for example, with Martin Scorsese's film “The Last Temptation of Christ” (1988).