Актуальные проблемы теории и истории искусства

Доклад посвящен истории восприятия и интерпретации итальянской живописи XIII–XV вв. в русской культуре XIX − начала XX вв. Процесс зарождения и развития интереса к итальянскому искусству «до Рафаэля» в России имел своеобразный характер и отличался от опыта других стран: увлечение ранними итальянскими мастерами в первой половине –
середине XIX в. всерьез затронуло лишь отдельные личности (среди них А.А. Иванов,Ф.А. Бруни, Ф.В. Чижов, А.Н. Попов) и не стало программной основой для практики какой-либо определенной художественной группы, как это случилось с немецкими назарейцами и английскими прерафаэлитами. Тем не менее, с конца 1830-х гг. творчество итальянских мастеров Средних веков и Раннего Возрождения все чаще попадает в поле дискуссий, связанных с актуальными вопросами русской эстетической, философской и религиозной мысли.
С середины XIX в. искусство «до Рафаэля» стало занимать особое место в критике академической живописи: «святость и чистота» Джотто, Беато Анджелико, Беноццо Гоццоли и других итальянских мастеров XIII–XV вв. в текстах русских художников, писателей, критиков часто противопоставляется шаблонности и чисто внешней эффектности современного академического искусства, утратившего глубину в трактовке религиозных сюжетов. «Искренность верования» дорафаэлевского искусства искупала, по мнению критиков XIX в., техническое несовершенство произведений XIII–XV вв.: высоко оценивая содержательную сторону работ ранних мастеров, они сетовали на «частые и значительные недостатки» в композиции, рисунке, перспективе, объясняя их общей неразвитостью искусства, находившегося, как они считали, на первоначальной стадии своего развития — в фазе «младенчества»,«детства».
С конца 1880-х годов, по мере того, как зарождается новое мироощущение и к началу XX в. набирает силу символизм, увлечение мастерами Средних веков и Кватроченто оказывается в русле духовных устремлений эпохи, поиска новых источников художественных идей в культуре и искусстве прошлого. Круг почитателей искусства «до Рафаэля» необыкновенно расширился: вследствие особого синтетического характера культуры рубежа веков итальянское искусство XIII-XV вв. попадает в поле зрения художников, критиков, писателей, поэтов, историков искусства, театральных деятелей. В этот период происходит принятие своеобразного пластического языка ранних мастеров и все чаще предпринимаются попытки глубокого анализа особенностей образного строя средневекового и раннеренессансного искусства. При описании произведений ранних мастеров часто используются определения, которые стали привычными с середины XIX в., но в начале ХХ в. эти характеристики уже несут иную смысловую окраску. В частности, творчество художников Средних веков и Раннего Возрождения по-прежнему называют «детским» и «первобытным»,однако в виду имеется уже не детская неумелость или принадлежность к доклассической стадии искусства, а особенность восприятия мастерами Средних веков и Раннего Возрождения окружающего мира, «простота и непосредственность передачи своих мыслей» и «изумительная любовь к деталям».

This article is a study of Italian painting of the 13th – 15th centuries as perceived by Russian artists and art critics of the 19th – at the beginning of 20th century. This is an attempt to reveal place and significance of the Italian painting of the Middle Ages and Early Renaissance in the Russian artistic culture of the time.