Актуальные проблемы теории и истории искусства

Настоящее исследование посвящено стилистическому анализу пластического декора русских кораблей периода парусного флота, в котором воплотились сюжеты античного мира.
Обращение к этой теме связано с тем, что в отечественном искусствоведении русский взгляд на античное искусство сквозь призму корабельного декора ранее специально не изучался, хотя образы классической древности на протяжении полутора веков неизменно присутствовали в названиях и декоре кораблей.
Автор отвечает на вопросы о том, какие сюжеты Древнего мира были популярны в убранстве русских кораблей XVIII – первой половины XIX века; как повлияла смена художественных стилей на композиционное решение, изменение орнамента, моделировку форм и места размещений корабельного декора; что нового привнесли русские мастера в трактовку тех или иных образов античных героев.
Методология исследования основывается на изучении и систематизации теоретического и иллюстративного материала, анализа документов Российского Государственного Архива Военно-Морского флота, коллекции чертежей, моделей кораблей, моделей и подлинного декора из фондов Центрального Военно-Морского музея.
Знание о русском опыте трактовки античности в убранстве кораблей расширяет наше представление о художественном наследии прошлого.

The present study analyzes the stylistic plastic decor of Russian ships of the sailing fleet period in which the subjects of the ancient world were embodied. The choice of this subject is due to the fact that the ancient art through the prism of the ship's decor hasn’t so far been specifically studied by Russian art historians though the images of the classical antiquity were always present in the names of ships and their decoration for a century and a half.
The author answers the following questions: what stories of the ancient world were popular in the decoration of the Russian ships of the 18th – the first half of the 19th centuries; how the change of artistic styles influenced compositional solution, changes of ornament, modeling shapes and placements of ship decor; what new trends Russian masters brought into interpretation of one or another images of ancient heroes.
The research methodology is based on the study and systematization of theoretical and illustrative material, the analysis of the documents of the Russian State Archive of the Navy, the collection of drawings, models of ships, models and authentic decor from the funds of the Central Naval Museum.
The knowledge of the Russian experience in the interpretation of antiquity in the decoration of ships expands our understanding of the artistic heritage of the past.