Актуальные проблемы теории и истории искусства

В сообщении рассматриваются самые ранние античные колонии на восточном побережье Адриатики, которые имеют греческое происхождение. С IV в. до н. э. этот регион был на периферии греческой экспансии, а колонии представляли собой изолированные анклавы эллинизма в окружении варварского мира. В процессе римской оккупации II–I вв. до н.э.
греческие поселения разрушались, но затем восстанавливались римлянами, в основном с сохранением градостроительной структуры полисов.
Из многочисленных далматинских городов с античным континуитетом точно известно о греческом происхождении шести: Исса (на острове Вис), Фарос (на острове Хвар), Лумбарда (на острове Корчула), Трагурион (современный Трогир), Салона (на окраине Сплита) и Эпетион (ныне Стобреч близ Сплита). При этом отчасти можно реконструировать первоначальные основные габариты и структуру лишь двух греческих полисов – Иссы и Фароса.
Античный растр и периметр Трагуриона почти совсем неизвестен, считается лишь, что средневековая городская структура наследовала античную. Салона была сильно перестроена в римский период, будучи крупной метрополией, в том числе и в раннехристианскую эпоху.
От Эпетиона сохранились остатки городских стен с воротами. Греческая Лумбарда на о. Корчула изучена недостаточно.
После христианизации региона в V–VI вв. вскоре последовала эпоха многочисленных варварских вторжений VII–VIII вв., что нашло свое отражение в раннехристианской архитектуре Далмации. Однако главным новшеством в архитектуре этого периода было, разумеется, церковное строительство, имеющее в этом регионе ряд характерных особенностей.
В частности, это адаптация существующих античных сооружений для целей христианского культа и трансформация их в церкви, а также массовое употребление античных архитектурных фрагментов в качестве сполий при строительстве новых построек.
Вместе с тем, несмотря на первоначальный антагонизм и различную культурную ориентацию местного римского и пришедшего славянского населения, можно с уверенностью говорить о единых истоках и общей античной основе этой архитектуры, что свидетельствует о способности ранних славян почти без промедления ассимилировать современные культурные течения.

The paper examines the earliest antique colonies of Greek origin on the Eastern coast of the Adriatic. Since the 4th c. B.C. these provinces were outlying districts of the Greek expansion, regarded as isolated enclaves of Hellenism in a barbaric surrounding. As Roman occupation advanced in the 2nd – 1st B.C. , Greek settlements had been demolished, yet rebuilt by the Romans later while preserving mostly their initial town planning.
Out of numerous towns of antique continuity in Dalmatia the following six are definitely of the Greek origin: Issa (isle of Vis), Pharos (isle of Hvar), Lumbarda (isle of Korchula), Tragurion (present-day Trogir), Salona (on the outskirts of Split) and Epetion (present-day Stobrech not far from Split). Original size and town planning of two Greek towns of Issa and Pharos can partially be reconstructed. An antique raster and perimeter of Tragurion are almost unknown; there is a hypothesis that the medieval town planning succeeded the antique one. As a great metropolis Salona was rebuilt greatly under the Romans and during the early Christian period as well. The remains of town walls and gates of Epetion are preserved. The Greek town of Lumbarda on the isle of Korchula has been researched insufficiently.
Christianization of the domain in the 5th – 6th cc. was followed by multiple barbaric invasions during the 7th – 8th cc., which had an impact on the early Christian architecture of Dalmatia. Naturally, the main architectural novelty of the period was church constructing, featured by adopting antique buildings for Christian use by means of converting them into churches, as well as universal
use of the antique pieces of architecture as spolia for new buildings.
Nevertheless, in spite of initial antagonism and various cultural preferences of the local Romans and the newly arrived Slavs, we can be undoubtedly sure of the common source as well as the antique basis for their architecture, which speaks for the ability of the early Slaves to assimilate contemporary cultural tendencies straightway.