Актуальные проблемы теории и истории искусства

«Описание работ, подобных этим, служит живым напоминанием о том, сколь мало мы знаем о некоторых наиболее важных скульптурах классической античности и сколь многое нам необходимо представить в своем воображении». Эти слова сказаны Джоном Бордманом об утраченных скульптурных группах, созданных мастерами Ликием, сыном Мирона, и Стронгилионом в конце V в. до н. э. Такого рода многофигурные монументы представляли собой индивидуальные или полисные посвящения, приносившиеся в особенно значимые, в том числе общегреческие, святилища. Эти крупные, дорогостоящие заказы поручались ведущим мастерам своего времени, и нередко выполнялись силами двух именитых скульпторов (мы знаем о сотрудничестве на таких «проектах» Агелада Аросскго и Оната Эгинского, того же Агелада и Каламида, Лисиппа и Леохара и др.). Сохранившиеся описания и крайне немногочисленные оригинальные памятники такого рода позволяют говорить о некоем особом жанре древнегреческой пластики, почти полностью утраченном для нас, который играл исключительно важную роль в античном мире. Возникший в Греции в раннеклассический период, он имел свою предысторию в искусстве архаики, свою эволюцию на протяжении V-IV вв. до н. э. и продолжение в эллинистической и римской традиции (правда в ином контексте и в иных формах). От выстроенных в ряд, едва взаимодействующих фигур греческие скульпторы со временем приходят к крайне эффектным, пространственно сложно организованным сюжетным композициям, являющим смелые эксперименты с композицией и пластической формой. Эволюция данной формы скульптуры вписывается в общую логику развития древнегреческого искусства. Говорить о ней непросто в силу почти полного отсутствия визуальных источников: ситуация осложняется и тем, что такие многофигурные группы классического периода почти не копировались в эллинистическое и римское время.
Однако полезным может быть обращение к родственным областям монументального искусства, в частности, к фронтонным и им подобным архитектурным композициям. В данном докладе на основе письменных источников и возможного круга аналогий будет сделана попытка охарактеризовать основные этапы развития жанра многофигурных вотивов, выделить внутри него определенные группы по типологическому признаку, затронуть вопрос о его влиянии на другие виды и жанры античной скульптуры.

«A description of works such as these is a brisk reminder to us of how little we know, how much we have to imagine, of some of the major sculptures of Classical age». These words were said by sir. John Boardman about famous in antiquity sculptural groups made by Lycios, Myron`s son, and Strongylion at the end of 5th century BC. Multi-figured monuments of such kind were individual or collective dedications which were brought to the most important (mostly Panhellenic) sanctuaries.
These elaborate and costly commissions were ordered to the leading masters of that time and often executed by two famous sculptors in collaboration (we know about cooperation of Onatos and Ageladas, Ageladas and Kalamis, Lysippos and Leochares and others). Surviving descriptions and very rare original monuments of such type which have come to our days give us an opportunity to talk about some special genre of Greek sculpture, almost lost for us, which played highly important role in the Ancient world. It appeared and developed in the Classical Greece, but it`s roots can be traced in archaic period. Evolution of this form of sculpture is connected with process of development of the Greek Art in general. The lack of visual evidences makes it difficult to explore this tradition of «sculptural performance» (unlike single statues such multi-figured monuments practically were not copied in later times). But it might be useful to pay attention to genetically close types of monumental plastic such as pediment groups and other compositions, connected with architectural settings. Using different testimonies and supposed circle of analogies we`ll try to characterize the main stages of development of this «lost genre», give it`s inner typological classification and touch the question of its impact on the later sculptural tradition.