Актуальные проблемы теории и истории искусства

В декоративном убранстве церквей и мемориальных памятников раннесредневековой Армении V–VII вв. довольно часто встречается мотив аканфа и пальметты. Аканфовый орнамент известен на четырехгранных стелах, на импостах и капителях арок, на бровках окон и т.д. Пальметта или полупальметта встречаются на архитравах входов, на декоративной аркатуре фасадов, на наличниках окон, на стелах и т.д. Часто изображения этих орнаментов настолько схожи, что конкретизация их типа весьма затруднительна. Подобное сходство было обусловлено стилизацией классических прототипов аканфа и пальметты в средневековом искусстве. В связи с этим возникает необходимость параллельного рассмотрения обоих мотивов в раннесредневековой скульптуре Армении и соседних стран.
Аканф и пальметта были чрезвычайно популярны в искусстве античной Греции и Рима, откуда перешли в искусство раннехристианского Востока и других стран эллинистического мира, ставших в той или иной степени носителями античной культуры. Среди последних был и Сасанидский Иран (III–VII вв.), искусство которого во многом сформировалось на традициях эллинизированной парфянской культуры. Рассмотрение процесса развития данных орнаментов от классических прототипов к более графичным ранневизантийским образцам и до примеров полной их стилизации в средневековой пластике Армении, выявляет ряд иконографических и стилистических особенностей, по которым можно с большей уверенностью определить разновидность орнамента. Многочисленные сасанидские образцы аканфа и пальметты, известные в гипсовом декоре, в торевтике и глиптике, по своей иконографии, общим композиционным принципам и степени стилизации весьма близки с армянскими образцами. Их сравнительный анализ показывает, что в данных культурах с различной идеологической основой – зороастризмом и христианством – орнамент имел выраженную общность, в отличие от сюжетных изображений, и глубокие античные корни.

The motive of acanthus and palmette is encountered quite often in decorative ornamentation of churches and memorial monuments in early medieval Armenia from the 5th to the 7th centuries.
Acanthus ornament is widespread on the four-sided stelae, reins and arch capitals, cross timbers and so on. Palmette or semi-palmette are found on the entrance architraves, façade decorative arches, window frames, stelae, etc. Quite frequently depiction of these ornaments are so similar that concretization of their type is rather complicated. Such similarity was stipulated by stylization of classical prototypes of acanthus and palmette in medieval art. In connection with it, strong necessity comes forward to observe both motives in early medieval sculpture of Armenia and neighboring countries simultaneously.
Acanthus and palmette were incredibly popular in the art of Ancient Greece and Rome, wherefrom they passed to the art of early-Christian East and other countries of Hellenistic world becoming bearers of antique culture to some extent. Sasanian Iran was among the latter as well (3rd-7th centuries). Its art was formed on the traditions of Hellenistic Parthian culture. Examination of the development process of the given ornaments from classical prototypes to more graphic early-Byzantine patterns, up to the examples of their total stylization in medieval Armenian sculpture, discovers a number of iconographic and stylistic features through which one can define rich variety of ornaments with great confidence. Numerous Sasanian patterns of acanthus and palmette, wellknown in gypsum décor, toreutics and glyptics for their iconography, common compositional principles and level of stylization are quite close to those of Armenian. Their comparative analysis shows that in given cultures with the various ideological base – Zoroastrianism and Christianity – ornament, unlike subject images, had shown commonality and deep antique roots.