Актуальные проблемы теории и истории искусства

На рубеже XIV-XV вв. на двух полюсах христианского мира — в православной Руси и в католической Испании — окончательно складываются типы соответственно высокого иконостаса и ретабло.
Различные по семантике, расположению в церковном пространстве (иконостас — алтарная преграда, а ретабло — заалтарный образ), изобразительным средствам (в ретабло широко используется скульптура), эти типы памятников имеют ряд общих структурных и композиционных черт. И иконостас, и ретабло являются уникальными не изменяющимися (подобно складным нидерландским алтарям) малыми архитектурными формами. Возможно предположить существование единых византийских влияний на русское и испанское искусства.
Мы попытались проследить историю сложения, композиционные принципы и литургическую подоснову указанных типов памятников с целью выделить не столько их принципиальные отличия, сколько черты, их сближающие.

At the turn of the 14th and 15th centuries types of high iconostasis and retablo were finally formed on two poles of Christian world — orthodox Rus' and catholic Spain. Different in semantics, location inside a church (iconostasis established in front of an altar, and retablo is an image behind an altar), decorative facilities (in retablo sculpture is widely used), these types of monuments have several common structural and compositional points.
As iconostasis, retablo is fixed (unlike folding altars in Netherlands) small architectural form. It is possible to suppose common Byzantine influences on Russian and Spanish art.
We have tried to study formation history, composition principles and liturgical basis of retablo and iconostasis to underline not their differences but relative features.