Актуальные проблемы теории и истории искусства

Средневековая пластика Армении богата разнообразными изобразительными мотивами, где наряду с растительным и геометрическим декором встречаются зооморфные и антропоморфные образы. Среди подобных образов наиболее загадочными и, можно сказать, не столь традиционными являются так называемые маски. В армянской средневековой скульптуре маски появляются в декорации памятников Х века, на фасадах таких известных церквей как храм Св. Креста на о. Ахтамар, храм Свв. Петра и Павла в Татеве и т.д. Примечательно, что данные мотивы появляются в декорации церквей высокого ранга, более
того, все они являются ведущими памятниками своей эпохи. Маски, встречающиеся на армянских памятниках, как правило, антропоморфные, среди них различимы как мужские, так и женские образы. Характерно, что маски всегда расположены на важных с сакральной точки зрения пространственных зонах: на восточном фасаде, на карнизах, на оконных бровках.
Исследователи армянской средневековой скульптуры, как правило, не выделяли подобные мотивы, они или просто констатировали наличие таких образов в декоративной системе памятника, или же давали очень лаконичную трактовку, не связывая их с общим контекстом
памятника. Тем временем, известно, что изображения масок встречаются на памятниках как восточнохристианского, так и западнохристианского искусства. Более того, популярность такого мотива прослеживается в определенные исторические периоды христианской культуры, что было обусловлено обращением к античному наследию. В качестве декоратив-
ных и символических мотивов маски широко применялись в античный период и были позаимствованы, как и многие другие мотивы, христианской культурой. Именно через восточнохристианскую традицию мотив масок проник в армянское средневековое искусство, сохраняя свои иконографические и символические особенности.

Medieval sculpture of Armenia is rich with various decorative motives where one can see zoomorphic and anthropomorphic images along with plant and geometrical décor. Among such images the most mysterious and, one could say, not much traditional ones are the so-called masks.
In medieval Armenian sculpture masks appeared in the décor of the 10th century monuments, on the façade of such churches as St. Cross on Akhtamar island, Sts. Peter and Paul in Tatev and so on. Notably, these certain motives appear in the décor of high-ranking churches, moreover, all of them are leading monuments of their epoch. Masks that we encounter on the Armenian monuments
are anthropomorphic, as a rule. We can distinguish male and female images among them. It is characteristic that the masks are located in the significant space zones from the sacral point of view, i.e. on the eastern façade, on the tympans and window frames.
Researchers of the medieval Armenian sculpture, as a rule, didn’t emphasize such motives: they either used to simply state existence of such images in the decorative system of the monuments, or provided rather laconic interpretation without relating them to the general context of the monument.
Meanwhile, it is known that depiction of masks is widespread on the monuments of both East Christian and West Christian art. Furthermore, popularity of such a motive is visible in certain historical periods of Christian culture, which was called forth by the reference to the antique heritage.
As decorative and symbolic motives masks were widely used in the antique period and were borrowed by Christian culture along with many other motives. The mask motive entered the medieval Armenian art exactly through East Christian traditions, maintaining its iconographic and symbolic characteristics.