Актуальные проблемы теории и истории искусства

Церковь-колокольня Иоанна Лествичника и церковь Вознесения относятся к башенному типу культовых сооружений. Методов определения габаритных размеров для башен оборонительного зодчества нет в трактате Л.Б. Альберти «Десять книг об архитектуре» (1452), который достаточно подробно описал последовательность и математическую взаимосвязь в определении габаритных размеров для гражданского многоярусного сооружения башенного типа.
В настоящем исследовании метод для гражданского многоярусного сооружения башенного типа из трактата Альберти используется как для реконструкции рабочего метода архитектора, так и для последующего анализа культовых сооружений башенного типа.
Анализ трактата Альберти показал, что метод включает две взаимосвязанные составляющие. К первой относится способ определения размеров плана, высоты и толщины стен нижнего яруса из заданной высоты. Ко второй — способ последовательного определения габаритов каждого яруса в отдельности из размера плана нижерасположенного яруса. Такая особенность метода дала возможность проанализировать церковь-колокольню Иоанна Лествичника, используя только вторую часть метода. Ступенчатый стилобат исчез в культурном слое, а главка была разобрана и на её месте возвели новую главу, которая сохранилась до настоящего времени.
Анализ церкви Вознесения показал, что при строительстве использовался тот же метод.
Новым в методе было определение пропорций шатра. Соотношения каменного шатра определялись по внутренним размерам шатра, то есть по опалубке, и термин «на деревянное дело», вероятно, относится к такому способу возведения каменного шатра. Если церковь-колокольню Иоанна Лествичника задумал и рассчитал только Бон Фрязин, то церковь Вознесения задумали и рассчитали совместно итальянский архитектор с русским зодчим. Также анализ этих церквей показал, что ярусы для определения размеров декоративной отделки фасадов не совпадают с ярусами объёмно-пространственной композиции. Это несовпадение объясняется технологией строительного производства, которое видно на изображении незаконченного западного фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции архитектора Арнольфо ди Камбио.

The church-belfry of St. John Climacus in the Kremlin and the church of the Ascension in Kolomenskoye village belong to a tower type. Methods of determining the dimensions of fortifications’ towers are missing in the treatise of Alberti (1452), which offers a detailed description of the sequence and the mathematical calculations in determining the dimensions of civil multi-tier constructions of the tower type.
In this study the method suggested by Alberti for civil architecture is used for reconstruction of the working method of an architect and for the subsequent analysis of religious buildings of the tower type.
The analysis of Alberti’s treatise showed that the method consists of two interconnected parts. Its first part consists of determination of dimensions of layout, height and thickness of walls of the lower tier of a given height. The second part concerns definition of dimensions of each separate tier based on the measurements of the layout of the previous tier. This feature allows to analyze the church-belfry of St. John Climacus using only the second part of the method. Stepped stylobate of the church disappeared in the occupation layer and cupola was dismantled and gave way to a new one which one can see today.
Analysis of the church of the Ascension demonstrates that the same method was used in its construction. But it involved new way of determining the proportions of a hipped roof, namely by a formwork. The term “as inwood architecture” supposedly refers to this method of construction of a stone hipped roof. Whereas the church-belfry of St. John Climacus was conceived and calculated only by Bon Fryazin, the church of the Assumption were conceived and calculated by an Italian architect in collaboration with a Russian one. Apart from this, analysis of these churches showed that the tiers used for determination of the dimensions of decorative element of the façades do not coincide with the tiers of volume-spatial composition. This discrepancy can be explained by the technology of construction. A Western example of the latter can be seen in the depiction on the unfinished western façade of the Cathedral of Santa Maria del Fiore in Florence constructed by the architect Arnolfo di Cambio.