Актуальные проблемы теории и истории искусства

Собор в Ишхане был возведен в области Тайк (северо-западная часть Закавказья), которая до Х в. была частью исторической Армении, а позже вошла в состав объединенного Грузинского царства (ныне Турция, области Эрзрум и Ардаган). Со второй половины X и до первой четверти XI в. Тайк переживал беспрецедентный период культурного расцвета, основанного на традициях трех культур: армянской, грузинской и византийской. Культурный и политический расцвет Тайка был связан как с личностью самого правителя края Давида III Багратида (от Империи он получил титул куропалата), так и с его провизантийской ориентацией. Кроме того, Тайк был надежным форпостом для восточной границы Империи, через него шел путь из Закавказья в Византию.
В период правления Давида Куропалата были построены великолепные храмы – Ошкванк, Ишхан (перестроен) и Хаху, отличающиеся не только своей архитектурной композицией, но и внешним, и внутренним убранством. Среди последних именно храм в Ишхане выделяется разнообразием внешнего декора, в репертуар которого, кроме прочего, входит и растительный орнамент с преобладанием аканфа. Именно аканфовый орнамент размещен на наиболее заметных и важных участках фасада, таких как обрамления окон, тимпан входа, барабан. Имея античные корни, мотив аканфа нашел широкое применение в раннехристианском искусстве, был унаследован искусством Византии и близлежащих стран. Среди них была и Армения, где уже в VII в. аканф стал одним из важных элементов декоративного убранства церквей. Аканфовый орнамент храма в Ишхане находит иконографические параллели в позднеантичном и раннехристианском искусстве, в частности, на напольных мозаиках, на рельефах, на изделиях декоративно-прикладного искусства, а также в малых архитектурных формах и рукописных книгах. Мотив аканфа, его разнообразные сочетания, а также особенности трактовки, получившие яркое воплощение во внешней декорации Ишхана, имели дальнейшее развитие в главных храмах Грузинского царства в первой половине XI в. (храм Баграта в Кутаиси, Никорцминда).

The cathedral in Ishkhan was erected in the province of Tayk (the northwest of Trans-Caucasia), which made a part of historical Armenia up to the 10th century, and later joined the united Georgian kingdom (present Turkey, Erzurum and Ardahan provinces). From the second half of the 10th century to the first quarter of the 11th century Tayk was undergoing unprecedented period of cultural flourishing based on the traditions of three cultures: Armenian, Georgian and Byzantine.
Cultural and political flourishing of Tayk was substantiated both by the personality of David III Bagratid, ruler of the principality (he received the title of Kuropalates) and his pro-Byzantine orientation. Besides that Tayk was a reliable outpost for the eastern border of the Empire and the route from Trans-Caucasia to Byzantium passed through it.
During his reign David III Kuropalates erected wonderful cathedrals – Oshkvank, Ishkhan (reconstructed) and Khahu, which stand out not only for their architectural composition but for the interior and exterior decoration. Among the latter the cathedral in Ishkhan is distinguished with the diversity of its exterior décor, the repertoire of which, among other things, make plant ornaments with acanthus dominating. It is precisely acanthus ornament that is depicted on the most vivid and significant parts of the façade, such as window frames, tympans, drum. Having antique roots, acanthus motive became widespread in the Early Christian art inherited by that of Byzantium and neighboring countries. Armenia was among them, where, already in the 7th century acanthus became one of important elements of exterior decoration. Acanthus ornament at Ishkhan has iconographic parallels in late antique and Early Christian art, particularly on the pavements, reliefs, in the works of applied art, as well as in smaller architectural forms and manuscripts. Acanthus motive, its versatile combination, and characteristics of interpretations, getting striking incarnation in the exterior decoration of Ishkhan, had further development in the main cathedrals of the Georgian kingdom in the first half of the 11th century (Bagrati Cathedral in Kutaisi, Nikortsminda).