Title | Фресковая роспись «дома боярина» в окольном городе Новогрудка (по материалам коллекции фрагментов штукатурки) | ||||||||
Author | Васильев Б. Г.; Ёлшин Д. Д. | alfresco@mail.ru | |||||||
About author | Васильев Борис Григорьевич — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, хранитель. Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник, Волховский пр., д. 19, пос. Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская обл., Российская Федерация, 187412. alfresco@mail.ru Ёлшин Денис Дмитриевич — кандидат исторических наук, научный сотрудник, хранитель. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. denis. jolshin@gmail.com | ||||||||
In the section | Древнерусское искусство | DOI | 10.18688/aa177-4-39 | ||||||
Year | 2017 | Volume | 7 | Pages | 398–409 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.033.2.(471):75.041:7.04:904 | Index BBK | 85.14 | ||||
Abstract |
В статье произведен анализ 200 фрагментов фресковой штукатурки из раскопок «дома боярина» («повалуши») XII в. в Новогрудке 1960–1962 гг., хранящихся в Государственном Эрмитажеи Национальном историческом музее республики Беларусь. Эти фрагменты представляют собой уникальный памятник фресковой живописи по известково-цемяночной штукатурке в светском деревянном сооружении Древней Руси. Исследование, проведенное в свое время автором раскопок, Ф. Д. Гуревич, и реконструкция системы росписи, предложенная Ю. П. Спегальским, скорректированы на основании тщательного изучения сохранившейся коллекции и полевой документации. Общая площадь фрагментов коллекции составляет не более 1,5 м2, что заставляет предполагать, что была покрыта штукатуркой и расписана только небольшая часть постройки. Ведущим мотивом были площади красного цвета, ограниченные орнаментальными лентами киматиона, разнообразными по форме, исполнению и колориту. Фрагменты угловых частей свидетельствуют об оформлении фресковой штукатуркой оконного или дверного проема. Единственный фрагмент с фигуративным сюжетом содержит изображение головы мужчины в профиль, очевидно, музыканта, и относится к светской сцене. Живопись сопровождала однострочная или столбчатая надпись. Фрагменты росписи впервые публикуются в цвете.
|
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Васильев Б. Г.; Ёлшин Д. Д. Фресковая роспись «дома боярина» в окольном городе Новогрудка (по материалам коллекции фрагментов штукатурки) // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 398–409. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-4-39 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|