Title | Храм Деир Мар Тума: Римское захоронение, превращенное в церковь, в Саид Наия (Сирия) | ||||||||
Author | Четинкая Х. | haluk.cetinkaya@msgsu.edu.tr | |||||||
About author | Четинкая Халюк — Ph. D., доцент. Стамбульский университет изящных искусств имени Синана, ул. Силахшер, 85, Бомонти-Шишли, Стамбул, Турция. | ||||||||
In the section | Восточнохристианское искусство | DOI | 10.18688/aa177-2-20 | ||||||
Year | 2017 | Volume | 7 | Pages | 190–195 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 726.82 726.9 | Index BBK | 85.113 | ||||
Abstract |
Приблизительно в 30 км к северу от Дамаска находится небольшой городок Каламун, который славится церквями. Церковь Богородицы и Святая София имеют особое значение. Церковь Богородицы по-арабски называлась Сида-Наия, однако со временем название было искажено, и сегодня церковь известна как «Саид Наия». В городе и за его пределами есть несколько памятников римского и ранневизантийского периодов. Строительным материалом в этой каменистой местности был песчаник. Настоящая статья посвящена прежде неверно интерпретировавшейся постройке — церкви, созданной из римского погребения. Сирия была одной из важнейших провинций на Востоке. В связи с этим здесь располагались поселения римских солдат с семьями, их захоронения разбросаны по всей территории страны. В зависимости от статуса умершего, погребения могли быть различных типов. Наиболее распространенным был так называемый «тип дома», использовавшийся верхушкой среднего класса. Такие погребения можно обнаружить во многих местах. Так, к северу от Каламуна на холмах примерно в 400 м от церкви Богородицы находятся захоронения: несколько высеченных в скале и несколько в форме саркофагов. По крайней мере на одном из них имеется изображение римского орла, свидетельствующее о том, что здесь покоится воин. Самый высокий статус имело погребение типа «дома», которое относится ко II в. н. э. После того, как христианство обрело официальный статус, это сооружение было превращено в церковь. Ввиду его значительного размера (7,1 × 4,2 м) исследователи приняли его за бывший языческий храм. В действительности это было захоронение, которому было дано новое назначение — служить христианским храмом. Для этой цели с востока к нему была пристроена апсида. Позже это сооружение стало частью монастырского комплекса. По преданию, в течение многих лет в этом монастыре подвизался святой по имени Мар Тума, который был погребен здесь же. Нашей целью является продемонстрировать, как может меняться назначение постройки. В перспективе предполагается расширить географию и хронологию исследования и создать базу данных подобных памятников. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Четинкая Х. Храм Деир Мар Тума: Римское захоронение, превращенное в церковь, в Саид Наия (Сирия) // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 190–195. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-20 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | english | |||||||
Bibliography |
|