Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-5-58
Title К вопросу о функции и бытовании портретных рисунков Ганса Гольбейна Младшего
Author email nadejda.istomina2010@yandex.ru
About author Истомина Надежда Алексеевна — кандидат искусствоведения, доцент. Российский государственный гуманитарный университет, ГСП-3, Миусская пл., д. 6, Москва, Российская Федерация, 125993.
In the section Искусство Ренессанса DOI 10.18688/aa177-5-58
Year 2017 Volume 7 Pages 573580
Type of article RAR Index UDK 7.034(430) Index BBK 85.154
Abstract

Основная функция портретных рисунков Ганса Гольбейна Младшего — вспомогательная, сугубо практическая. Но существует ряд факторов доказывающих, что она была не единственной. XVI столетие — время расцвета гуманизма, активно проявляющего интерес к истории, в этом ключе интерпретирующего биографию личности и память о деятельности человека. Применение Гольбейном тонированной бумаги, дающей эффект теплой карнации, корректировка рисунков после их использования и также тот факт, что Гольбейн не делал подготовительных штудий к портретам представителей купеческого сословия, позволяют прийти к выводу, что рисунок рассматривался им и как законченное произведение, входящее в «галерею» изображенных им гуманистов, представляющую круг общения, широту творчества и мастерство художника. Известная история о том, что рисунок семьи Томаса Мора с подписями имен и возрастом ее членов Гольбейн привёз Эразму Роттердамскому, свидетельствует, что рисунок принимает на себя не только историческую, но и документальную функцию. Коллекционирование работ Ганса Гольбейна Младшего его другом, базельским гуманистом Бонифацием Амербахом, а затем и сыном последнего, Базилиусом, основавшим в 1578 г. в Базеле «Amerbach-Kabinett», подтверждает эстетическую функцию портретных рисунков, превращающихся из подготовительного материала в имеющий художественную ценность объект.

Keywords
Reference Истомина Н. А. К вопросу о функции и бытовании портретных рисунков Ганса Гольбейна Младшего // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 7. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2017, pp. 573–580. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-5-58
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Пахомова В. А. Графика Ганса Гольбейна Младшего. — Л.: Искусство, 1988. — 230 с.
  • 2. Achilles-Syndram K. “…und sonderlich von grossen stucken nichts bey mihr vorhanden ist”. Die Sammlung Praun als kunst- und kulturgeschichtliches Dockument // Kunst des Sammelns: Das Praunische Kabinett: Meisterwerke von Dürer bis Caracci / Hgg. K. Achilles-Syndram, R. Schoch. — Nürnberg: Verlag des Germanisches Nationalmuseum, 1994. — S. 35–55.
  • 3. Ainsworth M. “Paternes for Phiosioneamyes”: Holbein’s Portraiture Reconsidered // The Burlington Magazine. — 1990. — Vol. 132. — No. 1044. — P. 173–186.
  • 4. Batschmann O., Griener P. Hans Holbein. — London: Reaktion Books, 1997. — 256 p.
  • 5. Foister S. Paintings and Other Works of Art in Sixteenth-Century English Inventories // BM. — 1981. — Vol. 123. — No. 938. — P. 273–282.
  • 6. Gaunt W. English Painting: A Concise History. — London: Thames & Hudson, 1985. — 288 p.
  • 7. German Paintings in The Metropolitan Museum of Art, 1350–1600 / Eds. M. W. Ainsworth, J. P. Waterman. — New Haven: The Metropolitan Museum of Art, 2013. — 384 p.
  • 8. Grohn H. W. Hans Holbein der Jüngere. Bildniszeichnungen. — Dresden: Verl. d. Kunst, 1956. — 31 S.
  • 9. Hans Holbein d. J.: Die Jahre in Basel 1515–1532: Aussttellung-Kataloge Kunstmuseum Basel / Hgg. C. Müller,
  • S. Kemperdick u. a. — München: Prestel Verlag, 2006. — 380 S.
  • 10. Hans Holbein d. J.: Zeichnungen aus dem Kupferstichkabinett der Öffentlichen Kunstsammlung Basel / Hg. C. Müller. — Basle: Kunstmuseum Basel, 1988. — 272 S.
  • 11. Hans Holbein the Younger 1497/98–1543: Portraitist of the Renaissance / Eds. S. Buck, J. Sander. — Zwolle: Waanders, Uitgeverij, 2003. — 184 p.
  • 12. Löcher K. Humanistenbildnisse — Reformatorenbildnisse: Unterschiede und Gemeinsamkeiten // Literatur, Müsik und Kunst im Übergang vom Mittelalter zur Neuzeit. Bericht über Kolloquien der Kommission zur Erforschung der Kultur des Spätmittelalters 1989 bis 1992 / Hgg. H. Boockmann, B. Moeller, L. Grenzmann, M. Staehelin. — Göttingen: Akademie der Wissenschaften zu Göttingen, 1995. — S. 352–390.
  • 13. Müller M. F. Bildnis Kaiser Maximilian I // Albrecht Dürer / Hgg. K. A. Schhröder, M. L. Sternath. — Wien: Hatje Cantz Verlag, 2003. — S. 470–475.
  • 14. Parker K. T. The Drawings of Hans Holbein at Windsor Castle. — London: Oxford, Phaidon Press, 1945. — 61 p.
  • 15. Rowlands J. Sammeln in der Renaissance: Das Amerbach-Kabinett: Beiträge zu Basilius Amerbach (exh. cat. by E. Landholt; Basle, Hist. Mus., 1991) // Apollo. — 1991. — No. CXXXIV. — P. 58–60.
  • 16. Smith D. R. Portrait and Counter-Portrait in Holbein’s “The Family of Sir Thomas More” // AB. — 2005. — Vol. 87. — No. 3. — P. 484–506.