Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-6-46
Title Жан-Луи Девельи в Москве. К истории создания Коронационного альбома Екатерины Второй
Author email kuzminanastasiia@yandex.ru
About author Жданова, Анастасия Евгеньевна — соискатель ученой степени. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, ул. Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; старший научный сотрудник. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково», ул. Юности, д. 1, Москва, Российская Федерация, 111402; kuzminanastasiia@yandex.ru; SPIN-код: 3390-7329; ORCID: 0000-0001-8549-3075
In the section Русское искусство XVIII–XIX веков DOI10.18688/aa2313-6-46
Year 2023 Volume 13 Pages 581589
Type of article RAR Index UDK 7.07:929А/Я Index BBK 85.103(2)
Abstract

Рисунки для Коронационного альбома Екатериной Великой, созданные в период с 1762 до начала 1770-х гг., французским мастером Ж.-Л. Девельи (1730–1804(?)) в сотрудничестве с русским художником-перспективистом М. И. Махаевым (1718–1770) являются уникальным памятником графического искусства XVIII в. Они не раз становились предметом внимания отечественных исследователей, главным образом, М. А. Алексеевой и К. В. Малиновского, рассматривавших их в контексте творчества русского рисовальщика. Однако не менее важной представляется роль Ж.-Л. Девельи, не только участвовавшего, но руководившего работой над созданием рисунков. Жизнь и творчество французского мастера, работавшего в России с 1754 по 1804 гг., не были достаточно освещены в литературе. Работа над Коронационным альбомом совместно с М. И. Махаевым — важная часть творческого наследия мастера, чей вклад в историю русского искусства до сих пор не полностью изучен. Целью предпринятого исследования стала реконструкция работы Ж.-Л. Девельи над созданием Коронационного альбома с привлечением сохранившихся архивных документов из фондов РГИА и РГАДА, в том числе прежде не востребованных исследователями. Значительная часть совместной работы русского и французского мастеров велась в Москве, традиционном месте проведения коронационных торжеств. Сохранился целый пласт документов, описывающий различные этапы подготовки рисунков. Они позволяют по-новому взглянуть, как на процесс создания Коронационного альбома, так и на некоторые аспекты совместной работы двух мастеров, как, например, взаимодействия представителей художественных традиций разных стран в рамках создания одного произведения.

Keywords
Reference Жданова А. Е. Жан-Луи Девельи в Москве. К истории создания Коронационного альбома Екатерины Второй // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 13. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2023, pp. 581–589. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-6-46
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Алексеева М. А. Документы о творчестве Махаева // Русское искусство XVIII — первой половины XIX века. — М.: Искусство, 1971. — С. 238–294.
  • 2. Алексеева М. А. Жан-Луи Девельи, его помощник Михайло Махаев и Стефано Торелли: Коронация Екатерины II в Успенском соборе // Страницы истории отечественного искусства. X–XXв. — СПб.: ГРМ, 1997. — Вып. 3. — С. 27–35.
  • 3. Алексеева М. А. Художник Жан Луи Девельи (1730–1804) // Вопросы теории и истории русского искусства II половины XVIII века. — СПб.: С.-Петерб. гос. академ. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1997. — С. 25–35.
  • 4. Алексеева М. А. Михайло Махаев — мастер видового рисунка XVIII века. — СПб.: Журнал «Нева», 2003. —447 с.
  • 5. Аронова А. A. Коронационные декорации как политический текст: Екатерина I — Екатерина II // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — С. 185–202.
  • 6. Брук Я. В. У истоков русского жанра. XVIII в. — М.: Искусство, 1990. — 268 с.
  • 7. Быкова Ю. И., Тюхменева Е. А. Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время. Церемонии, регалии, украшения. — М.: БуксМАрт, 2022. — 448 с.
  • 8. Вейнберг А. Л. Чемесов и де Велли. К истории создания гравированного портрета Е. П. Чемесова // Русское искусство XVIII в. / Под ред. Т. В. Алексеевой. —М.: Искусство, 1968. —С.183–193.
  • 9. Журналы Камер-фурьерские 1762 года: Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного вшествия в императорскую древнюю резиденцию, богоспасаемый град Москву, и освященнейшего коронования Ее Августейшего Величества Всепресветлейшия, Державнейшия, Великия Государыни Императрицы Екатерины Вторыя, Самодержицы Всероссийския, Матери и Избавительницы Отечества, еже происходило вшествие 13, коронование 22 Сентября 1762 года / Под ред. А. Ф. Бычкова.— СПб.: [Б.и.], 1853–1857.— 331 с.
  • 10. Журналы Камер-фурьерские 1764 года / Под ред. А. Ф. Бычкова. — СПб.: [Б.и.], 1853–1857.— 352 с.
  • 11. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., пер. с нем., вступ. ст., предисл. к разделам и примеч. К. В. Малиновского. — М.: Искусство, 1990. —Т. 1. — 445 с.
  • 12. Малиновский К. В. Михаил Иванович Махаев. — СПб.: Крига, 2008. — 224 с.
  • 13. Ренне Е. П. Вигилиус Эриксен (1722–1782). — СПб.: ГЭ, 2022. — 244 с.
  • 14. Сидоров А. А. Рисунок старых русских мастеров. — М.: АН СССР, 1956. —528 с.
  • 15. Стецкевич Е. С. Коронации российских императоров XVIII века и их отражение в изобразительном искусстве // Управленческое консультирование. — 2013. — №12 (60). — С. 127–133.
  • 16. Уортман Р. С. Сценарий власти: Мифы и церемонии в русской монархии. — М.: ОГИ, 2004. — Т. 1. — 796 с.
  • 17. Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. — СПб.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1890–1907. — Т. 1: А – Алтай. — 1891. — 481 с.
  • 18. Doria A. Louis Tocqué: biographie et catalogues critiques. —Paris: Les beaux-arts, 1929. — 271 p.