Title | От запасников к современной выставке: коллекция Национальной галереи искусств Захента в Варшаве | ||||||||
Author | Щвитек Г. | ihs@uw.edu.pl | |||||||
About author | Щвитек Габриэла — dr. habil., заведующая кафедрой теории искусства. Институт истории искусства, Варшавский университет, ул. Краковские Пржедмиесщие 26/28 00-927, Варшава, Польша; начальник отдела документации. Национальная галерея искусств Захента, пл. Малаховскиего 3, 00-916, Варшава, Польша. ihs@uw.edu.pl | ||||||||
In the section | Экспозиции искусства XX–XXI веков: мировой опыт | DOI | 10.18688/aa200-5-65 | ||||||
Year | 2020 | Volume | 10 | Pages | 682–691 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.036(4) | Index BBK | 79.1 | ||||
Abstract |
История коллекции послевоенного искусства Национальной галереи искусств Захента отражает все перипетии культурной политики Польши. В настоящее время галерея главным образом выполняет функцию выставочного пространства. Коллекция польского искусства, собранная здесь до Второй мировой войны, сейчас занимает видное место в фондах Национального музея в Варшаве. Вместе с тем одной из прописанных в уставе обязанностей Захенты остаётся «коллекционирование, инвентаризация и хранение объектов современного искусства». По данным ежегодного отчёта Захенты (2017), её собрание насчитывает 3598 произведений. Эти работы отражают многие важные явления в польском искусстве с конца 1940-х гг. по сей день, включая различные типы геометрической абстракции, метафорико-экспрессивное движение (польская вариация сюрреалистических тенденций), новое фигуративное течение, эстетику «польских колористов», а также новейшие тренды, в том числе так называемое «критическое искусство» 1990–2000-х гг. В 1949 г. в здании Захенты было основано Центральное управление художественными выставками. Коллекция, собранная вгоды работы Управления (до 1992 г.), не отличается последовательным подходом. Работы приобретались на выставках, конкурсах, а иногда и просто в качестве помощи художникам. Средства на покупку выделялись Министерством культуры и искусства Польши: из Фонда развития визуальных форм искусства или через систему госзаказов. С 1970-х гг. работы начали приобретаться для выставок с просветительскими целями. Последние покупки музея — главным образом работы современных польских художников, выставляемые в галерее, а также произведения, созданные при участии Захенты как для собственных, так и для внешних проектов (например, для Польского павильона на Венецианской биеннале). В 1990–2010 гг. Захенте удалось собрать коллекцию работ молодого и среднего поколений польских художников, включая таких всемирно признанных авторов, как П. Альтхамер, М. Балка, К. Козыра, З. Либера и А. Жмиевский. Пополнение коллекции составляет важную часть текущей политики галереи. Её осуществление стало возможным благодаря спонсорам (например, фон-ду ING Polish Art Foundation), финансированию от Министерства культуры и программы сохранения национального наследия «Коллекции — региональные собрания современного искусства», а также за счёт средств, собранных самой галереей, и работ, переданных в дар художниками (краудфандинг). Предметы искусства из этой коллекции тоже включены в экспозиционную и образовательную программу Захенты. В статье рассматривается история коллекционирования музея в контексте вопросов современного экспонирования. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Щвитек Г. От запасников к современной выставке: коллекция Национальной галереи искусств Захента в Варшаве // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 682–691. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-5-65 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | english | |||||||
Bibliography |
|