Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-5
Заголовок «Марино Фальеро» Эжена Делакруа — венецианская картина
Автор email vsedlerenok@eu.spb.ru
Сведения об авторе Седлерёнок Валерия Дмитриевна — аспирант. Европейский университет в Санкт-Петербурге, Гагаринская ул., д. 6/1 А, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191187.
В рубрике Западноевропейское искусство Нового времени DOI10.18688/aa188-1-5
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 6170
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75 Индекс ББК 85.143 (4) 5
Аннотация

«Марино Фальеро» Эжена Делакруа — одна из ключевых и вместе с тем малоизученных картин XIX в. Написанное в середине 1820-х гг. и выставленное на суд парижской публики в Салоне 1827 г. полотно стало одним из показателей художественных перемен, принесенных новым десятилетием. Данное исследование является первым разносторонним анализом этого произведения, который основан в первую очередь на детальном рассмотрении исторических источников, как словесных, так и визуальных — парижских и венецианских полотен, музейных каталогов, обзоров и газет XIX столетия. Среди них: работы Эжена Делакруа и его современников, картины венецианских художников XVI в., заметки в парижской прессе 1820-х гг., таких изданиях, как Le Constitutionnel, Journal des débats, Journal des artistes, Le Figaro, L’Observateur, Le Globe, Revue de Paris и La Pandore. Цель данной статьи состоит не только в анализе специфики картины «Марино Фальеро» и ее восприятия, выявлении ее места и роли в художественном, социальном и политическом контекстах Парижа 1820-х гг., но и в рассмотрении более широких связанных с этим произведением вопросов сложения нового художественного языка во Франции. Все это обнаруживает безусловную значимость венецианской картины Делакруа для понимания закономерностей развития искусства XIX в.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Седлерёнок В. Д. «Марино Фальеро» Эжена Делакруа — венецианская картина // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 61–70. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-5
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. — М.: Академия художеств СССР, 1960. — 282 с.
  • 2. Baudelaire Ch. Salon de 1845. — Paris: Jules Labitte, 1845. — 72 p.
  • 3. Blanc Ch. Les Artistes de mon temps. — Paris: Firmin-Didot et cie, 1876. — 556 p.
  • 4. D. [Delecluse E.-J.]. BEAUX-ARTS. Salon de 1827 // Journal des debats: politique et litteraires. — 1827. — 20 december. — P. 1.
  • 5. Delacroix E. Lettres de Eugene Delacroix (1815-1863). — Paris: A. Quantin, 1878. — 391 p.
  • 6. Explication des ouvrages de peinture et dessins, sculpture, architecture et gravure des artistes vivans, exposes au Musee Royal des arts, Le 4 Novembre 1827 [catalogue]. — Paris: Ve. Ballard, 1828. — 264 p.
  • 7. Explication des ouvrages de peinture et de sculpture de lecole moderne de France dans le musee royal du Luxembourg destine aux artistes vivants [catalogue]. — Paris: Imprimerie de J. Didot l’aine, 1828. — 72 p.
  • 8. Figaro au Salon // Le Figaro: Journal non Politique. — 1827. — No. 435. — 21 decembre. — P. 938.
  • 9. Floetemeyer R. W Delacroix’ Bild des Menschen — Erkundungen vor dem Hintergrund der Kunst des Rubens. — Mainz: Von Zabern, 1998. — 332 s.
  • 10. FraserE. Delacroix, Art and Patrimony in Post-Revolutionary France. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2004. — 261 p.
  • 11. Il Panteon Veneto // Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti. URL: http://www.istitutoveneto.org/pdf/ Panteon.pdf (дата обращения: 01.05.2016).
  • 12. Jal A. Esquisses, croquis, pochades, ou tout ce quon voudra sur le Salon de 1827. — Paris: A. Dupont et cie, 1828. — 550 p.
  • 13. Johnson L. The Paintings of Eugene Delacroix: A Critical Catalogue. 6 vols. Vol. 1 [1816-1831]: Text. — Oxford: Clarendon Press, 1986. — 261 p.
  • 14. Jonker M. “Crowned, and Discrowned and Decapitated”: Delacroix’s The Execution of the Doge Marino Faliero and Its Critics // Nineteenth-Century Art Worldwide: A Journal of Nineteenth-Century Visual Culture. — 2010. — Vol. 9. — Issue 2. Autumn. — P. 1-28. Available at: http://www.19thc-artworldwide.org/autumn10/delacroixs-execution-of-the-doge-marino-faliero-and-its-critics (accessed 30 May 2016).
  • 15. Lepschy A. L. Tintoretto Observed: A Documentary Survey of Critical Reactions from the 16th to the 20th Century. — Ravenna: Longo Editore, 1983. — 289 p.
  • 16. L. V. [Ludovic Vitet]. Beaux-arts. Exposition des tableaux en benefice des Grecs (I). M. Delacroix (II article.) // Le Globe. — 1826. — 3 June. — P. 372-374.
  • 17. Miel F.-M. Histoire du sacre de Charles X. — Paris: C. L. F. Panckoucke, 1825. — 364 p.
  • 18. Musee Royal. Exposition de 1827. (5 article) // Journal des Artistes. — No. XXIV. —9 Decembre 1827. — P. 780.
  • 19. Robaut A., Chesneau E. L’oeuvre complet de Eugene Delacroix: peintures, dessins, gravures, lithographies [catalogue]. — Paris: Charavay freres editeurs, 1885. — 538 p.
  • 20. Silvestre T. Histoire des artistes vivants français et etrangers: etudes d’apres nature. — Paris: E. Blanchard, 1856. — 386 p.
  • 21. Vergnaud A.-D. Examen du Salon de 1827. Novembre. — Paris: Roret, 1828. — 51 p.
  • 22. Wright B. S. Painting and History during the French Restoration