Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-8
Заголовок Трактат Горация Уолпола «История современного вкуса в садоводстве» (1770) и рождение концепции национального садового стиля
Автор email gardenhistory@gmail.com
Сведения об авторе Соколов Борис Михайлович — доктор искусствоведения, профессор. Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, Москва, Российская Федерация, 125993
В рубрике Западноевропейское искусство Нового времени DOI10.18688/aa188-1-8
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 89100
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 712.01 Индекс ББК 85.118
Аннотация

Статья посвящена первому английскому (и европейскому) трактату по истории развития и особенностям пейзажного садового стиля — книге Горация Уолпола «История современного вкуса в садоводстве» (1770), полностью переведенной автором исследования. Этот текст рассматривается в контексте собственной ландшафтной работы писателя в имении Стробери Хилл и во взаимосвязях с рождающейся теорией пейзажного стиля — стихами А. Поупа и У. Шенстона, трактатом Т. Вейтли «Замечания о современном садоводстве». Исторический обзор Уолпола возводит пейзажный стиль к эпохе простой жизни на природе, и противопоставляет его искусственным садам итальянского и североевропейского барокко, а также французского классицизма. Он связывает главные новшества пейзажной системы с открытиями Уильяма Кента, убеждает своих современников держаться середины между единообразием пейзажа (воплощенным в приемах Л. Брауна) и фантастическими причудами (китайская тема у У. Чемберса). В издании 1827 г. редактор Джеймс Деллавей дополняет очерк замечаниями по дальнейшему развитию тенденций, описанных Уолполом, и подтверждает правильность его прогнозов. В статье суммируются особенности исторического метода Уолпола и основные положения его книги, актуальные и для современной истории ландшафтного искусства эпохи Просвещения.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Соколов Б. М. Трактат Горация Уолпола «История современного вкуса в садоводстве» (1770) и рождение концепции национального садового стиля // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 89–100. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-8
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Вейтли Т. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями / Пер. с англ. и комм. Б. М. Соколова // Искусствознание. — 2006. — № 1. — С. 144-185.
  • 2. Соколов Б. М. Английская теория пейзажного парка в XVIII столетии и ее русская интерпретация // Искусствознание. — 2004. — № 1. — С. 157-190.
  • 3. Соколов Б. М. Томас Вейтли и рождение английской теории пейзажного парка // Искусствознание. — 2006. — № 1 — С. 136-143.
  • 4. Coffin D. R. Magnificent Buildings, Splendid Gardens. — Princeton: Princeton University Press Publ., 2008. — 300 p.
  • 5. Hirschfeld C. C. L. Theorie de l’art des jardins, vols. 1-5. — Leipzig: M. G. Weidmann & Reich, 1785.
  • 6. Hirschfeld C. C. L. Theory of Garden Art / Ed. and transl. L. B. Parshall. — Philadelphia: Pennsylvania University Press, 2001. — 504 p.
  • 7. Hunt J. D. Garden and Grove: The Italian Renaissance Garden in the English Imagination, 1600-1750. — London: Dent Publ., 1986. — 268 p.
  • 8. Hunt J. D. Gardens and the Picturesque. Studies in the History of Landscape Architecture. — Cambridge, Mass.: The MIT Press Publ., 1992. — 388 p.
  • 9. Hussey Ch. English Gardens and Landscapes 1700-1750. — London: Country Life Publ., 1967. — 287 p.
  • 10. Hyams E. Capability Brown and Humphrey Repton. — London: J. M. Dent Publ., 1971. — 248 p.
  • 11. Iddon J. Strawberry Hill and Horace Walpole. — London: St. Mary’s College, 2011. — 46 p.
  • 12. Jacques D. Georgian Gardens. The Reign of Nature. — London: Batsford Publ., 1983. — 305 p.
  • 13. Laird M. The Flowering of the Landscape Garden: English Pleasure Grounds, 1720-1800. — Pennsylvania: University of Pennsylvania Press Publ., 1999. — 299 p.
  • 14. Lees-Milne J. Lords of Creation. Five Great Patrons of Eighteenth-Century Art. — London: Ebury Press, 1986. — 288 p.
  • 15. Malins E. English Landscaping and Literature 1660-1840. — Oxford: Oxford University Press, 1966. — 186 p.
  • 16. Pope A. A Critical Edition of the Major Works. — New York: Oxford University Press, 1993. — 485 p.
  • 17. Sokolov B. M. Thomas Whately, Catherine the Great and the Brownian Tradition in Russia // Garden History (London). — No. 44, supplement 1 (Autumn 2016). — P. 140-149.
  • 18. The Genius of the Place: The English Landscape Garden 1620-1820 / Eds. J. D. Hunt; P. Willis. — London: Paul Elek Publ., 1975. — 412 p.
  • 19. Walpole H. Correspondence. — New Haven: Yale University Press, 1983. — Vol. 10. — 278 p.
  • 20. Walpole H. The History of the Modern Taste in Gardening. Journals of Visits to Country Seats. — New York: Garland Publ., 1982. — 254 p.
  • 21. Whately Th. L'Art de former les jardins modernes, ou l’art des jardins anglois. Traduit par Francois de Paul de Latapie. — Paris: Charles-Antoine Jombert pere, 1771. — 287 p.
  • 22. Whately Th. Observations on Modern Gardening, Illustrated by Descriptions. — London: T. Payne Publ., 1770. — 257 p.
  • 23. Wimmer C. A. Geschichte der Gartentheorie. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft Publ., 1989. — 486 p.