Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-2
Заголовок Носорогомания в изобразительном искусстве Западной Европы XVIII века
Автор email e.klyushina@spbu.ru
Сведения об авторе Клюшина Елена Витальевна — старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет. Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Западноевропейское искусство Нового времени DOI10.18688/aa188-1-2
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 2837
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.042.1/.2:599.722.2 Индекс ББК 85.103(4)5
Аннотация

Статья посвящена краткому исследованию иконографических особенностей образа носорога в изобразительном искусстве Западной Европы XVIII в. Вслед за Тимом Кларком автор пользуется термином «носорого-» или «риномания», который, по мнению исследователя, наиболее точно обозначает особое явление в западноевропейской культуре Нового и Новейшего времени, характеризующееся повышенным общественным интересом и, в свою очередь, художественно-эстетической востребованностью образа носорога. Коснувшись вопросов иконографического первоисточника, особенностей сложения художественного архетипа, а также способа его репрезентации крупнейшими мастерами XV-XVII вв., автор статьи переходит к анализу ключевых произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства XVIII в., наглядно демонстрирующих поэтапное развенчание мифа, созданного А. Дюрером. С учетом заявленной темы в работе подробно рассматриваются отдельные произведения Яна Ванделаара, Иоганна-Элиаса Ридингера, Жана-Батиста Удри, Пьетро Лонги и других мастеров. Их последовательность соответствует географии маршрута европейского вояжа носорога Клары, завезенной в Европу голландцами в 1741 г. и ставшей подлинной сенсацией для европейцев XVIII в. В статье также предпринята попытка найти ответ на вопрос о природе возникновения «носорогомании», видя ее источник преимущественно в изменениях экономического и, как следствие, экспозиционного порядка.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Клюшина Е. В. Носорогомания в изобразительном искусстве Западной Европы XVIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 28–37. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-1-2
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Турчин В. С. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. LAncien regime, революция и империя. XVIII — начало XIX в. — М.: Жираф, 2007. — 288 с.
  • 2. Bailey C. B. “A Long Working Life, Considerable Research and Much Thought”: An Introduction to the Art and Career of Jean-Baptiste Oudry // Oudry’s Painted Menagerie: Portraits of Exotic Animals in Eighteenth-Century Europe / Ed. М. Morton. — Los Angeles: Getty Publ., 2007. — P. 1-29.
  • 3. Bremer-David Ch. “Animal Lovers Are Informed” // Oudry’s Painted Menagerie: Portraits of Exotic Animals in Eighteenth-Century Europe / Ed. М. Morton. — Los Angeles: Getty Publ., 2007. — P. 91-103.
  • 4. Clarke T. H. The Rhinoceros from Durer to Stubbs, 1515-1799. — London: Sotheby’s Publ., 1986. — 220 p.
  • 5. Giviskos Chr. Technique and Tradition in Oudry’s Animal Drawings // Oudry’s Painted Menagerie: Portraits of Exotic Animals in Eighteenth-Century Europe / Ed. М. Morton. — Los Angeles: Getty Publ., 2007. — P. 75-89.
  • 6. Monson J. The Source for the Rhinoceros // Print Quaterly. — 2004. — Vol. 21. — No. 1. — P. 50-53.
  • 7. Opperman H. N. Some Animal Drawings by Jean-Baptiste Oudry // Master Drawings. — Winter 1966. — Vol. 4. — No. 4. — P. 384-409, 468-479.
  • 8. Ridley Gl. Clara’s Grand Tour: Travels with a Rhinoceros in Eighteenth-Century Europe. — New York: Grove Press, 2005. — 240 p.
  • 9. Stark M. P. Mounted Bezoar Stones, Seychelles Nuts, and Rhinoceros Horns: Decorative Objects as Antidotes in Early Modern Europe // Studies in the Decorative Arts. — Fall-Winter, 2003-2004. — Vol. 11. — No. 1. — P. 69-94.
  • 10. Walter H. An Illustrated Incunable of Pliny’s Natural History in the Biblioteca Palatina, Parma // JWCI. — 1990 — Vol. 53. — P. 208-216.