Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-6-59
Заголовок |
Искусство городских дворов: специфика явления и перспективы изучения |
Автор |
Смирнов А. В. |
email |
darapti@mail.ru |
Сведения об авторе |
Смирнов Алексей Викторович — доктор философских наук, доцент. Санкт-Пе-тербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. |
В рубрике |
Теория искусства |
DOI | 10.18688/aa188-6-59 |
Год |
2018 |
Номер сборника |
8 |
Страницы |
600–608 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
130.2 |
Индекс ББК |
85.118 |
Аннотация |
Статья посвящена научному анализу отечественного «дворового искусства», создания объектов, направленных на изменение эстетических характеристик пространственной среды жилых территорий, — феномена, который относительно недавно приобрел статус объекта гуманитарных исследований. Особое место в этом искусстве занимает так называемый «ЖКХ-арт», малые формы скульптуры, устанавливаемые при благоустройстве территорий жилых кварталов.
В результате анализа образов и технологий, характерных для ЖКХарта, установлено, что последний абсолютно автохтонен по причине полного разрыва с художественными традициями народного искусства. Это позволяет говорить о том, что феномен дворового искусства, попадая в предметно-тематическое поле современного гуманитарного знания, требует применения новых междисциплинарных исследовательских стратегий, лежащих на пересечении искусствоведения, социальной антропологии, этнологии, городских и культуральных исследований.
Выделяются противоречия, определяющие тенденции развития ЖКХ-арта. Первое противоречие обусловлено наличием разных жизненных стратегий населения современных российских городов, предполагающих разные формы обустройства общественных пространств. Кроме того, современный паблик-арт, в отличие от дворового искусства, рассматривается как агрессивная форма вторжения «иного» на уже «присвоенную» жителями территорию.
Перспективы дальнейшего изучения феномена самодеятельного дворового искусства, или ЖКХ-арта, видятся следующими:
- одной из задач эстетических и культурфилософских исследований ЖКХ-арта может стать установление источников, определяющих образы и технологии сооружения его объектов, а также выявление механизмов замещения традиционных образов декоративно-прикладного искусства актуальным содержанием коллективного сознания городских жителей
- второй задачей является установление степени общности стратегий ЖКХ-арта и «стихийного дизайна» — тенденции в предметном творчестве, связанной с использованием отходов бытовой, промышленной и иной хозяйственной деятельности, оставшихся от ремонта стройматериалов и т. д. Решение данной задачи возможно в рамках культуральных исследований соответствующей направленности.
|
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Смирнов А. В. Искусство городских дворов: специфика явления и перспективы изучения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 600–608. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-6-59
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Власова Е. Г., Антипина З. С. Стрит-арт и дворовое благоустройство как формы освоения городского пространства (на примере современной Перми) // Этнографическое обозрение. — 2015. — № 5. — С. 73-82.
- 2. Вынужденные вещи [105 штуковин с голосами их создателей из коллекции Владимира Архипова]. — М.: Типолигон, 2003. — 223 с.
- 3. Григорьева Д. Как устроен и откуда взялся ЖКХ-арт // UrbanUrban: Интернет-журнал. URL: http:// urbanurban.ru/blog/experience/626/Kak-ustroen-i-otkuda-vzyalsya-ZhKKh-art (дата обращения: 15.01.2017).
- 4. Золотоносов М. Н. Γλυπτοκρατος . Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени. — СПб.: ООО ИНАПРЕСС, 1999. — 208 с.
- 5. Лефевр А. Производство пространства. — М.: Strelka Press, 2015. — 432 с.
- 6. Новичков Н. В. Городское искусство и предназначение современного города // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2013. — № 4. — С. 29-37.
- 7. Орлова Г. А. Апология странной вещи: «маленькие хитрости» советского человека // Неприкосновенный запас. — 2004. — № 2 (34). — С. 84-90.
- 8. Пиир А. М. Благоустройство и «образцовый быт» ленинградских дворов: диалог властей и жильцов // Антропологический форум. — 2011. — № 15. — С. 236-267.
- 9. Поносов И. Г. Искусство и город: граффити, уличное искусство, активизм. — М., 2016. — 208 с.
- 10. Смирнов А. В. Стихийный дизайн: стратегия научного описания // Studia Culturae. Научный журнал кафедры культурологии; кафедры эстетики и философии культуры; Центра изучения культуры СПбГУ. — 2014. — Вып. 20. — С. 74-85.
- 11. Смирнов А. В. Дворовое искусство как стратегия дизайна городского пространства // Вестник СПб- ГУТД. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. — 2016. — № 4. — С. 64-68.
- 12. Утехин И. В. Очерки коммунального быта. — М.: ОГИ, 2004. — 277 с.
- 13. At Home: An Anthropology of the Domestic Space / Ed. I. Cieraad. — Syracuse: Syracuse University Press, 1999. — 184 p.
- 14. Nokes J., Jasper P. Yard Art and Handmade Places: Extraordinary Expressions of Home. — Austin: University of Texas Press, 2007. — 170 p.
- 15. Sheehy C. J. The Flamingo in the Garden: American Yard Art and the Vernacular Landskape. — New York: Gartland, 1998. — 200 p.
- 16. Synnott A. Pink Flamingoes: Symbols and Symbolism in the Yard Art // Dominant Symbols in Popular Culture / Ed. R. B. Brownee et al. — Bowling Green, Ohio: Bowling Green State University Popular Press, 1990. — P. 96-127.
|