Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-6-59
Заголовок Искусство городских дворов: специфика явления и перспективы изучения
Автор email darapti@mail.ru
Сведения об авторе Смирнов Алексей Викторович — доктор философских наук, доцент. Санкт-Пе-тербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa188-6-59
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 600608
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 130.2 Индекс ББК 85.118
Аннотация

Статья посвящена научному анализу отечественного «дворового искусства», создания объектов, направленных на изменение эстетических характеристик пространственной среды жилых территорий, — феномена, который относительно недавно приобрел статус объекта гуманитарных исследований. Особое место в этом искусстве занимает так называемый «ЖКХ-арт», малые формы скульптуры, устанавливаемые при благоустройстве территорий жилых кварталов.

В результате анализа образов и технологий, характерных для ЖКХарта, установлено, что последний абсолютно автохтонен по причине полного разрыва с художественными традициями народного искусства. Это позволяет говорить о том, что феномен дворового искусства, попадая в предметно-тематическое поле современного гуманитарного знания, требует применения новых междисциплинарных исследовательских стратегий, лежащих на пересечении искусствоведения, социальной антропологии, этнологии, городских и культуральных исследований.

Выделяются противоречия, определяющие тенденции развития ЖКХ-арта. Первое противоречие обусловлено наличием разных жизненных стратегий населения современных российских городов, предполагающих разные формы обустройства общественных пространств. Кроме того, современный паблик-арт, в отличие от дворового искусства, рассматривается как агрессивная форма вторжения «иного» на уже «присвоенную» жителями территорию.

Перспективы дальнейшего изучения феномена самодеятельного дворового искусства, или ЖКХ-арта, видятся следующими:

  1. одной из задач эстетических и культурфилософских исследований ЖКХ-арта может стать установление источников, определяющих образы и технологии сооружения его объектов, а также выявление механизмов замещения традиционных образов декоративно-прикладного искусства актуальным содержанием коллективного сознания городских жителей
  2. второй задачей является установление степени общности стратегий ЖКХ-арта и «стихийного дизайна» — тенденции в предметном творчестве, связанной с использованием отходов бытовой, промышленной и иной хозяйственной деятельности, оставшихся от ремонта стройматериалов и т. д. Решение данной задачи возможно в рамках культуральных исследований соответствующей направленности.
Ключевые слова
Библиографическая ссылка Смирнов А. В. Искусство городских дворов: специфика явления и перспективы изучения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 600–608. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-6-59
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Власова Е. Г., Антипина З. С. Стрит-арт и дворовое благоустройство как формы освоения городского пространства (на примере современной Перми) // Этнографическое обозрение. — 2015. — № 5. — С. 73-82.
  • 2. Вынужденные вещи [105 штуковин с голосами их создателей из коллекции Владимира Архипова]. — М.: Типолигон, 2003. — 223 с.
  • 3. Григорьева Д. Как устроен и откуда взялся ЖКХ-арт // UrbanUrban: Интернет-журнал. URL: http:// urbanurban.ru/blog/experience/626/Kak-ustroen-i-otkuda-vzyalsya-ZhKKh-art (дата обращения: 15.01.2017).
  • 4. Золотоносов М. Н. Γλυπτοκρατος . Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени. — СПб.: ООО ИНАПРЕСС, 1999. — 208 с.
  • 5. Лефевр А. Производство пространства. — М.: Strelka Press, 2015. — 432 с.
  • 6. Новичков Н. В. Городское искусство и предназначение современного города // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2013. — № 4. — С. 29-37.
  • 7. Орлова Г. А. Апология странной вещи: «маленькие хитрости» советского человека // Неприкосновенный запас. — 2004. — № 2 (34). — С. 84-90.
  • 8. Пиир А. М. Благоустройство и «образцовый быт» ленинградских дворов: диалог властей и жильцов // Антропологический форум. — 2011. — № 15. — С. 236-267.
  • 9. Поносов И. Г. Искусство и город: граффити, уличное искусство, активизм. — М., 2016. — 208 с.
  • 10. Смирнов А. В. Стихийный дизайн: стратегия научного описания // Studia Culturae. Научный журнал кафедры культурологии; кафедры эстетики и философии культуры; Центра изучения культуры СПбГУ. — 2014. — Вып. 20. — С. 74-85.
  • 11. Смирнов А. В. Дворовое искусство как стратегия дизайна городского пространства // Вестник СПб- ГУТД. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. — 2016. — № 4. — С. 64-68.
  • 12. Утехин И. В. Очерки коммунального быта. — М.: ОГИ, 2004. — 277 с.
  • 13. At Home: An Anthropology of the Domestic Space / Ed. I. Cieraad. — Syracuse: Syracuse University Press, 1999. — 184 p.
  • 14. Nokes J., Jasper P. Yard Art and Handmade Places: Extraordinary Expressions of Home. — Austin: University of Texas Press, 2007. — 170 p.
  • 15. Sheehy C. J. The Flamingo in the Garden: American Yard Art and the Vernacular Landskape. — New York: Gartland, 1998. — 200 p.
  • 16. Synnott A. Pink Flamingoes: Symbols and Symbolism in the Yard Art // Dominant Symbols in Popular Culture / Ed. R. B. Brownee et al. — Bowling Green, Ohio: Bowling Green State University Popular Press, 1990. — P. 96-127.