Заголовок | Образ матери в творчестве Александра Рукавишникова. Арт-объект, как репрезентация субъективного | ||||||||
Автор | Седова И. Н. | ira-sedova@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Седова Ирина Николаевна — заведующая отделом скульптуры. Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., д. 10, Москва, Российская Федерация, 119017. | ||||||||
В рубрике | Русское искусство XX–XXI века | DOI | 10.18688/aa188-4-45 | ||||||
Год | 2018 | Номер сборника | 8 | Страницы | 467–474 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.04 | Индекс ББК | 85.133(2)64 | ||||
Аннотация |
На рубеже XIX-XX вв. в скульптуре происходила активная смена пластического языка. Наиболее ярко в России данное явление проявило себя в русле московской скульптурной школы, что в дальнейшем повлекло за собой сложение авторских пластических систем. Этот феномен сказался в творчестве многих современных московских скульпторов. Настоящее исследование посвящено проблеме претворения субъективного авторского переживания объекта в жанре портрета на примере работ одного из ведущих скульпторов рубежа XX-XXI вв. Александра Рукавишникова. В качестве объекта исследования выбраны работы, в которых мастер воплотил образ матери. Анализируемый период представляет собой временной отрезок в двадцать пять лет. Скульптор с 1988 по 2012 г. неоднократно обращаясь в своем творчестве к образу матери, каждый раз интерпретировал его по-разному. Это мог быть отвлеченный образ матери-прародительницы, парафраз на тему Богоматери, аллегория или образ, решенный с помощью чисто формалистического приема. Но ни разу А. И. Рукавишников не обратился к прямому портретированию. Данный вывод является свидетельством того, что любая из представленных работ, невзирая на субъективный мотив, в силу определенной образной отвлеченности может быть трактована в качестве арт-объекта, а также позволяет говорить о стирании жанровых границ и образовании новых структур в современной скульптуре. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Седова И. Н. Образ матери в творчестве Александра Рукавишникова. Арт-объект, как репрезентация субъективного // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 467–474. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-45 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|