Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-44
Заголовок Натюрморт в творчестве современных петербургских художников-академистов
Автор email grachewasvetlana@yandex.ru
Сведения об авторе Грачева Светлана Михайловна — доктор искусствоведения, декан факультета теории и истории искусств, профессор. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств, Университетская наб., д. 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Русское искусство XX–XXI века DOI10.18688/aa188-4-44
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 456466
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036 Индекс ББК 85.103(2)64
Аннотация

Натюрморт — «мертвая», «застывшая» природа, он передает мир художника, именно в предметном, материальном аспекте, раскрывает понимание мира через вещественную среду. В натюрморте иначе, чем, например, в пейзаже, трактуется пространство: предметы, а не природная среда в нем занимают главное место. Разумеется, и натюрморт может быть решен «пейзажно», также как пейзаж «натюрмортно», поскольку в этом есть определенный принцип, взгляд на мир.

Современный натюрморт, как и другие жанры, часто раздвигает свои привычные границы. Натюрморт как жанр становится одним из самых излюбленных в творчестве современных художников-академистов. В искусстве петербургских мастеров этот жанр развивается в нескольких направлениях. Первое, классическое, представлено произведениями таких мастеров, как А. К. Быстров, А. Н. Блиок, В. В. Загонек. В живописи К. В. Грачева он представлен как философский жанр и опирается на достижения так называемой «сферической перспективы». В рамках декоративного направления созданы натюрморты В. А. Мыльниковой. Экспрессионистические тенденции, основанные именно на живописном экспрессионизме, проявляются в живописи С. Д. Кичко, Ю. В. Калюты, Д. А. Коллеговой. Натюрморт, в своем первоначальном эмблематическом значении, как жанр, опирающийся на глубокий символический подтекст, занял особое место в живописи таких петербургских художниц, как Н. Рыжикова, Е. Базанова, О. Шведерская. Все перечисленные художники пишут натюрморты и как самостоятельные произведения, и делают их частью сюжетных композиций. Изучение эволюции и специфики жанра натюрморта в современном петербургском академическом искусстве поможет глубже понять коренные процессы, происходящие в российском изобразительном искусстве в целом.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Грачева С. М. Натюрморт в творчестве современных петербургских художников-академистов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 456–466. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-4-44
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Болотина И. С. Проблемы русского и советского натюрморта (изображение вещи в живописи XVIII-XX вв.). — М.: Советский художник, 1989. — 192 с.
  • 2. Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта. — Казань: Молодые силы, 1922. — 168 с.
  • 3. Грачева С. М. Мир перламутровых грез Нины Рыжиковой // Нина Рыжикова. Альбом. — СПб.: Artindex, 2013. — С. 8-15.
  • 4. Грачева С. М. Грани современного академического реализма // Научные труды. Вып. 38. Вопросы художественного образования. — СПб.: Ин-т имени И. Е. Репина, 2016. — С. 108-127.
  • 5. Грачева С. М. Ренессансные мотивы в изобразительном искусстве современных петербургских художников-академистов // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 706714. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-9-77 (дата обращения: 20.02.2017).
  • 6. Грачева С. М. Современно ли современное академическое искусство? // Доклад на международной научной конференции в КАзНАИ им. Жургенова (г. Алматы): Вопросы искусствоведения ХХ начала XXI в., приуроченной к 20-летию со дня основания кафедры «История и теория изобразительного искусства». — Алматы: КазНАИ им. Жургенова, 2016. — С. 241-248.
  • 7. Дмитренко А. Ф., Бахтияров Р А. Петербургская (ленинградская) художественная школа и современное искусство // Петербургский художник. — 2017. — № 1. — С. 74-90.
  • 8. Кутейникова Н. С., Сазонова К. К. Ленинградская живописная школа // Ленинградская живописная школа. Соцреализм. — СПб.: Коломенская верста, 2008. — С. 3-5.
  • 9. Кривцун О. А. Психология искусства. — М.: Юрайт, 2015. — 265 с.
  • 10. Леняшин В. А. Жанровая система как проблема искусствознания // Художник. — 1977. — № 10. — С. 33-38.
  • 11. Леняшин В. А. Юрий Калюта. В поисках утраченной живописи // Юрий Калюта. Красное и черное. — СПб.: Palace Editions, 2012. — С. 13-25.
  • 12. Леняшин В. А. Единица хранения. Русская живопись — опыт музейного истолкования. — СПб.: Золотой век, 2014. — 439с.
  • 13. Манин В. С. Жанры искусства в свете их сущности // Советское искусствознание 20. — М.: Советский художник, 1986. — С. 196-227.
  • 14. Мочалов Л. В. О систематике типов пространственного построения картины // Критерии и суждения в искусствознании: Сб. статей. — М.: Советский художник, 1986. — С. 276-293.
  • 15. Пунин Н. Н. Новейшие течения в русском искусстве. Т. 1. Традиции новейшего русского искусства. — Л.: Издание ГРМ, 1927. — 14 с.
  • 16. Пунин Н. Н. Новейшие течения в русском искусстве. Т. 2. Предмет и культура. — Л.: Издание ГРМ, 1928. — 16 с.
  • 17. Салиенко А. П. О натюрморте И. Машкова «Привет XVII съезду ВКП(б)» 1934 г. // «Гений места» в русском искусстве ХХ века: Сб. научных статей. — Волгоград: Панорама, 2016. — С. 343-357.
  • 18. Тарабукин Н. Проблема пейзажа // Печать и революция. — 1927. — № 3. — С. 63-64.
  • 19. Хузина Т.Е. Предметный мир в советской живописи 1930-х годов. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. — СПб.: СПбГУП, 2009 — 24 с.
  • 20. Яковлева Н. А. Жанры русской живописи. Основы теории и методики системно-исторического анализа: Учебное пособие. — Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1986. — 83 с.