Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-2-18
Заголовок Коронационные декорации как политический текст: Екатерина I — Екатерина II
Автор email alla-aronova@yandex.ru
Сведения об авторе Аронова Алла Александровна — кандидат искусствоведения; старший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009.
В рубрике Русское искусство XVIII века DOI10.18688/aa188-2-18
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 185202
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 725.94 Индекс ББК 85.103(2)5
Аннотация

Статья предлагает компаративное рассмотрение коронаций 1724 и 1762 гг. Ее цель — выявить характер визуализации ключевой идеи каждого из мероприятий, реализованный различными средствами временной архитектуры. Идея коронации Екатерины I — легитимация прав второй супруги императора Петра I на восприятие российского престола. Использован двухактный сценарий: церемония коронации, коронационные торжества и образ Минервы-воительницы как alter ago императрицы. Идея коронация Екатерины II — легитимация супруги покойного императора Петра III и матери наследника Павла Петровича на российском престоле. Использование трехактного сценария с торжественным въездом под триумфальными арками. Использует образ Минервы прежде всего как богини мудрости и заметно усиливает публичные аспекты торжества.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Аронова А. A. Коронационные декорации как политический текст: Екатерина I — Екатерина II // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 185–202. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-2-18
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Агеева О. Г. Имперский статус России: к истории политического менталитета русского общества начала XVIII в. // Царь и царство в русском общественном сознании: Сб. ст. — М.: ИРИ РАН, 1999. — С. 112-140.
  • 2. Агеева О. Г. Преобразование русского двора от Петра I до Екатерины II: дис... д-ра ист. наук. — М., 2007. —924 с., ил.
  • 3. Алексеева М. Гравюра петровского времени. — Л.: Искусство, 1990. — 208 с., ил.
  • 4. Алексеева М. Л. Из истории русской гравюры XVII — начала XIX в. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2013. — 592 с., ил.
  • 5. Аронова А. Последнее торжество императрицы Елизаветы Петровны // Искусствознание’16. — 2016. — № 3. — С. 113-117.
  • 6. Аронова А. Свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек: европейский церемониальный спектакль на российской сцене // Пинакотека. — 2005. — С. 6-17.
  • 7. Берхгольц Ф.-В. Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца. 1721-1725. Ч. 1, 2 // Неистовый реформатор. — М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. — 502 с.
  • 8. Берхгольц Ф.-В. Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца. 1721-1725. Ч. 3, 4,5 // Юность державы. — М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. — 324 с.
  • 9. Желудков Д. Г. Коронационный театр 1724 г. архитектора И. П. Зарудного // ПКНО: Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник / РАН. Науч. Совет по истории мировой культуры. — М.: Наука, 1975. — С. 581-586.
  • 10. Забелин И. История города Москвы. — М., 1990. — 652 с.
  • 11. Камер-фурьерский журнал за 1762. — Б. м., б. г. — 241 с.
  • 12. Камер-фурьерский журнал за 1763. — Б. м., б. г. — 358 с.
  • 13. Коронование императрицы Екатерины Алексеевны Петром Великим // Отечественные записки. — 1845. — XXXVIII. — Отд. II. — С. 1-17.
  • 14. Костин А. А. Московский маскарад «Торжествующая Минерва» (1763) глазами иностранца // Русская литература: историко-литературный журнал. — 2013. — № 2. — С. 80-112.
  • 15. Любецкий С. М. Взгляд на то время, когда совершилась коронация императрицы Екатерины II с описанием фейерверка, данного по этому случаю против Кремля. — М.: б. и., 1856. — 40 с.
  • 16. Малиновский К. В. Материалы Якоба Штелина. — Т. 1: Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. — СПб.: Крига, 2015. — 528 с., ил.
  • 17. Манифест «О вступлении на Престол Императрицы Екатерины II». 28.06.1762. URL: http://doc.histrf. ru/18/manifest-o-vstuplenii-na-prestol-imperatritsy-ekateriny-ii/. (дата обращения: 23.01.2017).
  • 18. Михайлов А. Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. — М.: Гос. изд-во литературы по искусству и архитектуре, 1954. — 372 с.
  • 19. Описание коронации Ее величества императрицы Екатерины Алексеевны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве 7 маия 1724 году. — СПб.: б. и. — 1724. — 25 с.
  • 20. Погосян Е. К предыстории «Торжествующей Минервы»: И. И. Бецкой и М. М. Херасков в кругу организаторов маскарада // Пермяковский сборник [посвящается памяти Е. В. Пермякова]: в 2 ч. —Ч. 2. — М.: Новое изд-во, 2009. — C. 55-72.
  • 21. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. — Т. VII. — Б. м.: Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — 922 с.
  • 22. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. — Т. XVI. — Б. м.: Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — 1016 с.
  • 23. Слава российская // Пьесы школьных театров Москвы. — М.: Наука, 1974. — 583 с., ил.
  • 24. Соколов М. И. Слава Российская: Комедия 1724 г., представленная в Московском гошпитале по случаю коронации императрицы Екатерины Первой // ЧОИДР. —1892. — № 2. — С. 1-ХХVI.
  • 25. Старикова Л. М. Москва стародавняя: Герои жизни и сцены. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1998. — 284 с., ил.
  • 26. Тюхменева Е. А. Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 326 с., ил.
  • 27. Ульяновский В. Смутное время. — М.: Европа, 2006. — 447 с., ил.
  • 28. Уортман Р. С. Сценарий власти: Мифы и церемонии в русской монархии. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I. — М.: Б. и., 2002. — 609 с.
  • 29. Успенский Б. А. Литургический статус царя в русской церкви: приобщение св. тайнам // Российский православный институт ап. Иоанна Богослова (Москва). Ученые записки. Вып. 2. — М., 1996. — С. 130-170.
  • 30. Успенский Б. А. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Художественный язык Средневековья. — М.: Наука, 1982. — С. 201-235.
  • 31. Ухналев А. Летний дворец и Летний сад Петра I. — СПб.: Коло, 2015. — 256 с., ил.
  • 33. Яйленко В. П. Очерки по истории и архитектуре Лефортово XVII-XVIII веков. — М.: Галерея, 2004. — 328 с.:ил.
  • 34. Festival Architecture / Eds. S. Bonnemaison and Ch. Macy. — London; New York: Routledge, 2007. — 318 p., ill.
  • 35. Strong R. C. Splendor at Court. Renaissance Spectacle and the Theater of Power. — Boston: Houghton Mifflin, 1973. — 287 p., ill