Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-2-17
Заголовок Оптические виды XVIII — первой четверти XIX века: от надписи к датировке
Автор email jdemidenko@mail.ru
Сведения об авторе Демиденко Юлия Борисовна — заведующая отделом. Государственный Русский музей, Инженерная улица, д. 4, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
В рубрике Русское искусство XVIII века DOI10.18688/aa188-2-17
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 178184
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 76 Индекс ББК 85.103(4)5
Аннотация

Надписи на полях прикладных видов гравюры (оптические виды, народные картинки, гравюры мод и т. д.), как правило, включают только название гравюры, крайне редко — дату и имена авторов, но в то же время — множество других надписей: серийные номера, имена печатников и издателей, их адреса и т. д. Несмотря на кажущуюся незначительность этих данных, они могут служить источником ценной информации, позволяющей установить более точные датировки.

Оптические гравюры XVIII — первой четверти XIX в. лишь недавно стали предметом специального изучения. Авторства они обычно не имеют, но имеют прототипы в классической гравюре. Это главным образом эстампы с видами Санкт-Петербурга, выполненные российскими граверами XVIII в. по рисункам М. И. Махаева. «Датировка „видеогравюр“ затруднена, в литературе встречаются противоречия», — отмечала знаток «махаевских» «оптиков» М. А. Алексеева. Эти противоречия могут быть устранены с помощью исследований в городском архиве Аугсбурга немецкого ученого В. Зайтца, а также благодаря каталогам Издательского дома Ремондини и ряда английских издателей и торговцев.

Анализ надписей на полях может существенно уточнить датировку также лондонских и парижских изданий «оптиков». Английские и французские печатники и издатели часто указывали на листах свои адреса. Их сопоставление с адресными книгами XVIII — начала XIX в. дает возможность определить период выпуска различных оптических гравюр. Некоторые из издателей указывали на отпечатках своих предшественников, от которых они унаследовали типографию. В таких случаях они использовали те же печатные доски (иногда чуть их поновляя), так что можно выстроить четкую последовательность публикации некоторых гравюр различных издателей.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Демиденко Ю. Б. Оптические виды XVIII — первой четверти XIX века: от надписи к датировке // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 178–184. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-2-17
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. A Prodigal Story for the Marketplace. The Remondini & Eighteenth-Century Print Culture. Catalogue. Michigan, 2013. Available at: https://remondiniprints.wordpress.com (accessed 15 December 2015).
  • 2. Alekseeva M. Mikhailo Makhaev — master vidovogo risunka 18 veka (Mikhailo Makhaev — A Master of Cityscape Drawing of 18th Century). Saint Petersburg, Zhurnal Neva Publ., 2003. 448 p. (in Russian).
  • 3. Alekseeva M. Russian Views on the European ‘Screens’ in the Second Half of the 18th Century. Alekseeva M. Iz istorii russkoi graviury 17 — nachala 19 v. (From the History of Russian Engraving of 17th — the Beginning of 19th Century). Moscow; Saint Petersburg, Al’iance-Archeo Publ., 2013, 587 p. (in Russian).
  • 4. Balzer R. Peepshows: A Visual History. New York, Abrams Publ., 1998. 160 p.
  • 5. Bertarelli A. La Remondiniana de Bassano Veneto: Contributo alla Storia delle Calcografie Italiane. Emporium 68, 1928, no. 408, pp. 358-369 (in Italian).
  • 6. Bouvier B. La dynastie Bance, marchands d’estampes et libraires à Paris (1793-1862). 2005. Available at: http:www.enssib.fr/bibliotheque-numerique/notice-1462 (accessed 02 February 2016).
  • 7. Bowles J. & Son. Catalogue of Maps, Prints, Copy Books &c. from off Copper-plates, printed for John Bowles and Son at the Black-Horse in Cornhull, London. London, John Bowles & Son Publ., 1753.
  • 8. Courboin Fr. Lestampe française: graveurs et marchands. Bruxelles, G. Van Oest Publ., 2014. 213 p. (in French).
  • 9. Demidenko J. Russian Views on the European ‘Screens’ — 2. Trudy Gosudarstvennogo muzeia istorii Sankt- Peterburga. Issledovaniia i materialy (Transactions of the State Museum of History of St. Petersburg. Researches and Materials), 2015, no. 25, pp. 16-33 (in Russian).
  • 10. Dilke E. F. S. French Engravers and Draughtsmen of the 18th Century. London, Bell Publ., 1902. Reprint: London, 2013. 227 p.
  • 11. Dubois A. Les Vues d’Optique: Collection Musée Nicéphore Niépce. Exhibition catalogue. Chalon-sur-Saône, Musée Nicéphore Niépce Publ., 1994 (in French).
  • 12. Ganz Th. Die Welt im Kasten. Von der Camera obscura zur Audiovision. Zürich, Neue Züricher Zeitung Publ., 1994. 154 p. (in German).
  • 13. Giuseppe Remondini. Catalogo delle stampa incise e delle carte di vario genere della dita Giuseppe Remondini e figli. 1803. 118 p. (in Italian).
  • 14. Infelise M. I Remondini di Bassano: Stampa e industria nel Settecento. Bassano del Grappa, Ghedina & Tassotti Editori Publ., 1980. 220 p. (in Italian).
  • 15. Infelise M.; Marini P. (eds.). Remondini. Un editore del Settecento. Catalogo della mostra. Milano, Electa Mondadori Publ., 1990. 384 p. (in Italian).
  • 16. Kaff S. von. Guckkastenbilder aus dem Augsburger Verlag von Georg Balthasar Probst. 1732-1801. Gesamtkatalog. Weißenhorn, A. H. Konrad Publ., 2010. 560 p. (in German).
  • 17. Katalog V. Eine Reise um die Welt: 100 Guckkastenbläter aus 2 Jahrhunderten anlässlich der Liber Berlin. 27. und 28 September 2013, Kulturforum, Matthaikirchplatz, 10785. Berlin, Antiquariat Clemens Paulusch GmbH Publ., 2013. 31 p. (in German).
  • 18. Laurie and Whittle’s Catalogue of New and Interesting Prints... London, Robert Laurie and James Whittle Publ., 1795.
  • 19. Laurie R. H. Catalogue of Perspective Views, Colored for the Shew Glass, or Diagonal Mirror. London, R. H. Laurie Publ., 1824.
  • 20. Milano A. Selling Prints for the Remondini: Italian Pedlars Travelling through Europe during the Eighteenth Century. Not Dead Things: The Dissemination of Popular Print in England and Wales, Italy, and the Low Countries, 1500-1820. R. Harms; J. Raymond; J. Salman (eds.). Leiden, Brill Publ., 2013, pp. 75-96.
  • 21. Poplonyk U.; Ryciny G. B. Probsta do latarni magicznei. Rocznik Muzeum narodovego w Warszawie, 1983, no. 27, pp. 73-133 (in Polish).
  • 22. Seitz W. Augsburger Guckkastenblätter. Augen blick mal Optische Erfindungen von der Lochkamera zum Wanderkino mit Beiträgen zur Kinogeschichte in Schwaben. Gessertshausen Museumsdirektion des Bezirks Schwaben Publ., 1995, pp. 23-24 (in German).