Аннотация |
Надписи на полях прикладных видов гравюры (оптические виды, народные картинки, гравюры мод и т. д.), как правило, включают только название гравюры, крайне редко — дату и имена авторов, но в то же время — множество других надписей: серийные номера, имена печатников и издателей, их адреса и т. д. Несмотря на кажущуюся незначительность этих данных, они могут служить источником ценной информации, позволяющей установить более точные датировки.
Оптические гравюры XVIII — первой четверти XIX в. лишь недавно стали предметом специального изучения. Авторства они обычно не имеют, но имеют прототипы в классической гравюре. Это главным образом эстампы с видами Санкт-Петербурга, выполненные российскими граверами XVIII в. по рисункам М. И. Махаева. «Датировка „видеогравюр“ затруднена, в литературе встречаются противоречия», — отмечала знаток «махаевских» «оптиков» М. А. Алексеева. Эти противоречия могут быть устранены с помощью исследований в городском архиве Аугсбурга немецкого ученого В. Зайтца, а также благодаря каталогам Издательского дома Ремондини и ряда английских издателей и торговцев.
Анализ надписей на полях может существенно уточнить датировку также лондонских и парижских изданий «оптиков». Английские и французские печатники и издатели часто указывали на листах свои адреса. Их сопоставление с адресными книгами XVIII — начала XIX в. дает возможность определить период выпуска различных оптических гравюр. Некоторые из издателей указывали на отпечатках своих предшественников, от которых они унаследовали типографию. В таких случаях они использовали те же печатные доски (иногда чуть их поновляя), так что можно выстроить четкую последовательность публикации некоторых гравюр различных издателей. |
Список цитируемой литературы |
- 1. A Prodigal Story for the Marketplace. The Remondini & Eighteenth-Century Print Culture. Catalogue. Michigan, 2013. Available at: https://remondiniprints.wordpress.com (accessed 15 December 2015).
- 2. Alekseeva M. Mikhailo Makhaev — master vidovogo risunka 18 veka (Mikhailo Makhaev — A Master of Cityscape Drawing of 18th Century). Saint Petersburg, Zhurnal Neva Publ., 2003. 448 p. (in Russian).
- 3. Alekseeva M. Russian Views on the European ‘Screens’ in the Second Half of the 18th Century. Alekseeva M. Iz istorii russkoi graviury 17 — nachala 19 v. (From the History of Russian Engraving of 17th — the Beginning of 19th Century). Moscow; Saint Petersburg, Al’iance-Archeo Publ., 2013, 587 p. (in Russian).
- 4. Balzer R. Peepshows: A Visual History. New York, Abrams Publ., 1998. 160 p.
- 5. Bertarelli A. La Remondiniana de Bassano Veneto: Contributo alla Storia delle Calcografie Italiane. Emporium 68, 1928, no. 408, pp. 358-369 (in Italian).
- 6. Bouvier B. La dynastie Bance, marchands d’estampes et libraires à Paris (1793-1862). 2005. Available at: http:www.enssib.fr/bibliotheque-numerique/notice-1462 (accessed 02 February 2016).
- 7. Bowles J. & Son. Catalogue of Maps, Prints, Copy Books &c. from off Copper-plates, printed for John Bowles and Son at the Black-Horse in Cornhull, London. London, John Bowles & Son Publ., 1753.
- 8. Courboin Fr. Lestampe française: graveurs et marchands. Bruxelles, G. Van Oest Publ., 2014. 213 p. (in French).
- 9. Demidenko J. Russian Views on the European ‘Screens’ — 2. Trudy Gosudarstvennogo muzeia istorii Sankt- Peterburga. Issledovaniia i materialy (Transactions of the State Museum of History of St. Petersburg. Researches and Materials), 2015, no. 25, pp. 16-33 (in Russian).
- 10. Dilke E. F. S. French Engravers and Draughtsmen of the 18th Century. London, Bell Publ., 1902. Reprint: London, 2013. 227 p.
- 11. Dubois A. Les Vues d’Optique: Collection Musée Nicéphore Niépce. Exhibition catalogue. Chalon-sur-Saône, Musée Nicéphore Niépce Publ., 1994 (in French).
- 12. Ganz Th. Die Welt im Kasten. Von der Camera obscura zur Audiovision. Zürich, Neue Züricher Zeitung Publ., 1994. 154 p. (in German).
- 13. Giuseppe Remondini. Catalogo delle stampa incise e delle carte di vario genere della dita Giuseppe Remondini e figli. 1803. 118 p. (in Italian).
- 14. Infelise M. I Remondini di Bassano: Stampa e industria nel Settecento. Bassano del Grappa, Ghedina & Tassotti Editori Publ., 1980. 220 p. (in Italian).
- 15. Infelise M.; Marini P. (eds.). Remondini. Un editore del Settecento. Catalogo della mostra. Milano, Electa Mondadori Publ., 1990. 384 p. (in Italian).
- 16. Kaff S. von. Guckkastenbilder aus dem Augsburger Verlag von Georg Balthasar Probst. 1732-1801. Gesamtkatalog. Weißenhorn, A. H. Konrad Publ., 2010. 560 p. (in German).
- 17. Katalog V. Eine Reise um die Welt: 100 Guckkastenbläter aus 2 Jahrhunderten anlässlich der Liber Berlin. 27. und 28 September 2013, Kulturforum, Matthaikirchplatz, 10785. Berlin, Antiquariat Clemens Paulusch GmbH Publ., 2013. 31 p. (in German).
- 18. Laurie and Whittle’s Catalogue of New and Interesting Prints... London, Robert Laurie and James Whittle Publ., 1795.
- 19. Laurie R. H. Catalogue of Perspective Views, Colored for the Shew Glass, or Diagonal Mirror. London, R. H. Laurie Publ., 1824.
- 20. Milano A. Selling Prints for the Remondini: Italian Pedlars Travelling through Europe during the Eighteenth Century. Not Dead Things: The Dissemination of Popular Print in England and Wales, Italy, and the Low Countries, 1500-1820. R. Harms; J. Raymond; J. Salman (eds.). Leiden, Brill Publ., 2013, pp. 75-96.
- 21. Poplonyk U.; Ryciny G. B. Probsta do latarni magicznei. Rocznik Muzeum narodovego w Warszawie, 1983, no. 27, pp. 73-133 (in Polish).
- 22. Seitz W. Augsburger Guckkastenblätter. Augen blick mal Optische Erfindungen von der Lochkamera zum Wanderkino mit Beiträgen zur Kinogeschichte in Schwaben. Gessertshausen Museumsdirektion des Bezirks Schwaben Publ., 1995, pp. 23-24 (in German).
|